АЛИНА ШАИМОВА
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Великий невидимка — воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
"Великий невидимка – воздух"
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Великий невидимка — воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы: организационный момент: посещение лаборатории, чтение загадки; показ иллюстраций – слайды; беседа; эксперименты, наблюдения; вопросы к детям; пояснения; выводы; поощрения детей.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «Как загрязняется окружающая среда».
Материал / оборудование: проектор, наблюдение 1 - пакетики (по кол-ву детей); наблюдение 2 – стакан, бумажный листок с пластилином, таз с водой; наблюдение 3 – пустая бутылка, воздушный шарик, таз, горячая вода (чайник, 2-3 шт. апельсина.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Загадка. Посещение лаборатории.
-Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию (слайд 1)
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. «Как обнаружить воздух»
- У вас на столах пакеты. Какие они? (плоские, пустые) В них что ни будь есть (нет) Давайте «поймаем» воздух в пакетик, для этого раскройте пакеты и махните ими.
- Что случилось? (пакеты раздулись). Как вы думаете, что в пакетах оказалось (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно заполнять различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим.
- Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины - слайд 3)
- Значит какой мы можем с вами сделать вывод:
1) нас окружает воздух;
2) воздухом можно заполнять предметы.
- Молодцы!
НАБЛЮДЕНИЕ 2. «Воздух занимает место»
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?
Для этого я переверну стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду, при этом стакан держу прямо, пока он не коснется дна. Теперь достаю стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? (в стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан).
- Верно, Молодцы!
- А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? (в воде видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода). Что произошло с нашим листочком бумаги? (он намок, потому что вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место).
- Ребята, значит какой вывод мы можем сделать? (Воздух занимает место – слайд 4).
- Ребята, кто из вас скажет, как называется природное явления, когда «невидимка» - воздух начинает двигаться и люди чувствуют его (это явление называется ветер).
- Правильно, ветер. Когда появляется ветер, мы знаем, откуда он дует. А какой бывает ветер (теплый - когда? холодный? ласковый, легкий, сильный и даже штормовой).
- А давайте, все вместе, создадим ветерок у нас в группе. Возьмите вертушки и подуйте на них. Сначала не очень сильно, а затем сильней.
- Давайте сейчас встанем и представим, что взыгрался ветер.
ФИЗ. МИНУТКА «Ветер»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся).
- А теперь, сделайте вдох – это вы вдыхает хороший воздух, кислород.
И выдох – выдыхаете плохой воздух, углекислый газ.
- Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– А теперь закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали? (нехватка воздуха, невозможно дышать.)
- Человек может прожить без пищи – 30 дней; без воды – 14 дней; а без воздуха – несколько минут.
– Ребята, скажите, чем мы можем дышать? (ртом и носом). А дышать правильно, через нос или через рот? (через нос). Почему через нос? (при дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие).
- Верно, молодцы! Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Скажите, что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Упражнение «Насос»
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
-Ребята, а хотите я покажу вам фокус?
НАБЛЮДЕНИЕ 3 «Фокус с бутылкой»
- Смотрите, у меня совершенно пустая бутылка. Я надеваю на её горлышко воздушный шарик.
-Верите ли вы, что я смогу надуть этот шарик, даже не снимая его с бутылки? Проверим.
(ставлю бутылку в емкость с горячей водой. Емкость спрятана за ширмой, видно только горлышко бутылки с шариком. Шарик надувается) .
Хотите я расскажу, как мне удалось надуть шарик бутылкой?
- Для этого нужно надеть шарик на бутылку, и налить горячую воду в таз. А потом, что надо сделать? (поставить бутылку в таз).
- Ребята, а как вы думаете, почему шарик надулся? (воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки, теплый воздух поднимается вверх).
- Этот опыт вы можете сегодня провести с родителями и вместе с ними посмотреть, что будет происходить с шариком. Скажите, а кто воду будет наливать горячую, вы или родители? (родители).
- Скажите, воздух пахнет чем-нибудь? Сейчас закройте крепко глаза (очищаю апельсин).
- Чем пахнет? Почему? («невидимка» воздух разнес по комнате крошечные капельки пахучего вещества).
-Верно. Сам воздух, как вы правильно сказали, ничем не пахнет. Но он как губка, впитывает в себя разные запахи и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш «невидимка».
ИТОГ.
- Наша экспериментальная деятельность в лаборатории подходит к концу. Скажите, что интересного, вы сегодня узнали?
(ответы детей).
- Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, работали. А сейчас я каждому раздам по дольке апельсина.