Ирина Гребенщикова
Познавательно-исследовательская деятельность «Что такое звук?» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.
Задачи:
- способствовать формированию элементарных представлений детей о звуке, его возникновении, звуковой волне.
-создавать условия для развития мышления, исследовательских действий, творческой инициативы;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Что такое звук?“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
- содействовать проявлению детьми активности и самостоятельности, взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
Материалы и оборудование: музыкальный центр, воздушный шарик, теннисные шарики 4 шт., палочка, таз с водой, камешки на каждого ребенка, рисунки комара и шмеля, иллюстрация к книге «О глупом мышонке».
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная,
Методы: словесные, наглядные, практические
Воспитатель предлагает прослушать любимую песню детей.
Веселая мелодия, хочется даже потанцевать немного! Есть интересная игра- передавать под музыку воздушный шарик друг другу, только ронять его нельзя. Поиграем?
Воспитатель подносит воздушный шарик к играющей музыкальной колонке. Ой!
В шарике что-то стучит внутри!
(выключает музыку) а сейчас не стучит… (включает музыку снова) а сейчас снова стучит!
Проверьте сами (передает детям!
Почему шарик начал вибрировать - не пойму… как вы думаете, из-за чего он стал стучать?
А если мы отнесем его подальше от колонки- он будет стучать дальше или перестанет?
Попробуйте отнести его куда-нибудь подальше.
Я, кажется, догадалась, почему он вибрировал! Звук от колонки «стучал по шарику»- вот он и передавал этот звук, как эхо!
Вы знаете, что нас окружает воздух. Тот самый, которым мы дышим. А сам воздух состоит из множества маленьких частичек, которые называются «молекулы». Любое движение воздуха – это движение молекул. Воздух прозрачный, поэтому мы не видим его движение, зато можем слышать его, ведь от соударения миллионов молекул и получается звук!
Чтобы увидеть это своими глазами понадобятся 4 теннисных шарика и палочка.
Возьмём 3 пластиковых теннисных шарика и выстроим их на столе в одну прямую линию. Возьмём 4-й шарик и толкнём его так, чтобы он стукнулся о крайний шарик в ряду.
Что получилось?
Шарик, который мы кинули, столкнулся с крайним шариком и остановился. А вот шарик, стоявший с другого конца ряда, откатился. Молекулы воздуха ударяют друг друга, как шарики в опыте. Энергия по цепочке передаётся от одной молекулы к другой. Так появляется звуковая волна. Именно эта звуковая волна заставляла наш шарик «стучать»
Почему мы слышим звук?
Давайте посмотрим, как играет гитара.
(предлагает детям дернуть за струну)
Как ведет себя струна?
Она колеблется в воздухе, а значит, расталкивает его молекулы в разные стороны. Каждая молекула, в свою очередь, толкает своих «соседей», те – своих, и так далее. Толкая друг друга, молекулы «долетят» до твоих ушей и начнут стучаться в них. Глубоко в ухе человека есть барабанная перепонка – тонкая плёночка, настолько чувствительная, что она ощущает, как крохотные молекулы бьются об неё. Когда молекулы воздуха ударяются в барабанную перепонку, мы слышим звук! Даже меня вы сейчас слышите благодаря звуковой волне.
Как распространяется звук? Бросим камешек в воду.
Что мы видим?
Во все стороны побежали волны. Когда струна на гитаре колеблется, звук распространяется от неё точно, как волны, разбегающиеся от упавшего в воду камня. Поэтому, когда говорят о распространении звука, употребляют термин «звуковая волна».
Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.
(показывает иллюстрации комара и шмеля)
Кто это?
Какие звуки они произносят?
У кого из них звук тоньше и выше?
А у шмеля какой звук?
Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке», один из его отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт».
Почему мышонок не услышал щуку?
Правильно- щука не издала ни одного звука, а просто открывала рот. Мы тоже так можем.
Какая часть тела помогает услышать звук?
Звуки бывают очень высокими и очень низкими, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека.
Вот сколько интересного мы узнали сегодня о звуке. Если у вас появятся вопросы, мы можем ещё провести опыты, почитать научно-популярную литературу.