Марина Лукина
Проект по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательному развитию в старшей группе
По теме:
Выполнила: Лукина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Ивушка»
Район: Борский
Актуальность.
Публикация «Проект по познавательному развитию в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Мы предположили, что если будем использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково-исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.
Тип проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность.
Срок реализации: краткосрочный, длительностью 1 месяц (декабрь).
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с воздухом.
Образовательные:
1. Познакомить детей с воздухом.
2. Формировать умение детей устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей).
4. Способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Развивающие :
1. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
2. Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
2. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приемы реализации проекта : метод проекта, познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта :
Методическое обеспечение.
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.
3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.
4. Картотека опытов.
Материально – техническое.
- подборка консультативного материала для родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление презентации «Воздух невидимка».
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагога.
- Анализ методической литературы.
- Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Воздух».
- Разработка перспективного, тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
- Оформление папки – передвижки «Воздух невидимка».
- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
• Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
• Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
• Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Проведение опытов с воздухом.
- Оформление альбома наблюдений, опытов.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса.
Месяц Формы работы с детьми Формы работы с родителями
декабрь - Эксперименты:
«Воздух занимает место», «Воздух имеет вес», «Воздух при нагревании расширяется», «Пламя загрязняет воздух», «Живая змея», «Воздух», «Движение воздуха», «Парашют», «Воздух не видим», «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движение воздуха», «Ветер», «Воздух работает №9», «Воздух по всюду №8».
- Изготовление вееров, самолетиков, вертушек, флюгеров.
- Игра – имитация «Изобрази».
- Игры с мыльными пузырями, мячами, воздушными шариками.
- Подвижная игра: «Чья птица дальше улетит?».
- НОД: «Воздух»,
Художественное творчество. Рисование «Ветреная погода».
- Помощь родителей в подборе наглядной информации о воздухе, его место в жизни человека.
- Предложить родителям сшить халаты «ученых» для экспериментов.
- Предложить провести эксперименты дома.
III. Обобщающий.
Для детей:
1. Повышение уровня сформированности познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности, самостоятельности, креативности, инициативы.
2. Дети овладевают способами практического взаимодействия в опытах и экспериментах.
Для педагога: Повышение теоретических и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.