Наталия Ковальская
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста с задержкой психического развития
ХОД
Воспитатель :
-Ребята, сегодня у нас будут необычные гости. А чтобы узнать, кто они надо отгадать за-гадки:
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика, Незнайку…
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается
Всех лечить старается.
Этот – мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.
Эти двое малышей
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Механики отличные
Все могут сделать и быстрей
И лучше заграничного.
1 слайд - при отгадывании загадок появляются герои: Тюбик, Пилюлькин, Винтик и Бармалей
Воспитатель:
- Посмотрите на экран. Вот наши славные друзья. Но взгляните, кто-то здесь появился лишний. Кто же это?
Дети:
- Бармалей.
Воспитатель:
- Верно, но Бармалей разве жил в Цветочном городе вместе с коротышками? Из какой сказки Бармалей? (ответ детей)
Воспитатель:
- Правильно. Надо его туда вернуть.
2 слайд - Бармалей крупным планом, голос Бармалея:
- Я - кровожадный, беспощадный, я – злой разбойник Бармалей. Вы не хотите меня оста-вить в Цветочном городе, поэтому я накажу коротышек, отниму у них вещи, без которых они не смогут наслаждаться жизнью и спрячу их в сказочной стране. Вам их будет не найти.
3 слайд - предметы, которые забрал Бармалей исчезают
Воспитатель:
- Ребята, давайте сделаем доброе дело: поможем коротышкам отыскать их вещи. А для этого отправимся в сказочную страну. Отгадайте, на чем мы туда доберемся:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
4 слайд - воздушный шар
Физ. минутка:
На воздушном шаре прокатиться,
Чтоб стрелой ворваться в небеса.
Дайте с высоты мне, словно птице,
Поглядеть на горы и леса!
Мы летим над озером, над лугом,
Сбылись наши смелые мечты!
И дома, знакомые друг другу,
Узнаются с птичьей высоты.
5 слайд (бумажный замок)
Воспитатель:
-Вот мы и прилетели в сказочную страну. И попали в бумажный замок, где нас встречает Бумажная Королева.
Бумажная королева:
- Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в бумажную страну! Какая беда у вас приклю-чилась?
Дети:
- Бармалей спрятал у коротышек инструменты, мы должны им помочь вернуть их.
Бумажная королева:
- Бармалей здесь был и оставил для вас письмо. Какое странное письмо! Оно очень холод-ное! И в нем ничего не написано. (Воспитатель показывает детям письмо) Я поняла, у Бармалея злое, холодное сердце, поэтому буквы замерзли, стали как льдинки прозрачными и нам их не видно. Нам надо согреть письмо!
- Ребята, вас можно назвать добрыми?
Дети:
- Да!
Бумажная королева:
- Давайте поделимся добротой и теплом своих сердец с зайчиком (игрушка). Спрячем письмо в кармашек теплому зайчику, письмо согреется. Буквы тогда проявятся на бумаге, и мы сможем прочитать его.
Кладут письмо в кармашек зайчику. На письме от тепла (в зайце теплая грелка) проявля-ются буквы.
Письмо от Бармалея:
Я злой и страшный Бармалей!
Я спрятал кисти от детей!
А кисти вы тогда найдете,
Когда весь тортик соберете!
А торт усыпан весь цветами,
А дальше догадайтесь сами!
Бумажная королева:
- У меня был красивый торт, а Бармалей кусочки торта спрятал, вам надо собрать торт из кусочков, но так, чтобы цифры на торте шли друг за другом. С какой цифры надо начи-нать?
Дети:
- С цифры 1.
Дети расставляют куски торта по порядку и собирают торт в единое целое.
Бумажная королева:
- Посмотрите, ребята, какой красивый торт у нас получился, не торт, а целая поляна цве-тов! Ребята, а из чего распускаются цветы?
Дети:
- Из бутонов!
Бумажная королева:
- Вот мы отгадали, куда спрятал ключ Бармалей! В бутоны! Вот они бутоны.
Дети и воспитатель рассматривают бумажные бутоны.
Бумажная королева:
- Ребята, а какие условия нужны, чтобы бутоны раскрылись в красивые цветы?
Дети:
- Солнце, вода, тепло!
Бумажная королева:
- А у меня, как раз, здесь есть тазик с водой, давайте опустим бутоны в воду и посмотрим, что с ними произойдет!
Дети опускают бумажные бутоны в воду, они раскрываются, а в серединке раскрывших-ся бутонов лежат геометрические фигуры. Это ключи. Детям надо определить, какой ключ будет подходить к шкатулке. Шкатулка желтая, значит, будет подходить жел-тый ключ, на замке круг, значит, шкатулку можно открыть желтым круглым ключом. Открываем шкатулку, а там лежат кисточки Тюбика!
Бумажная королева:
- Какие вы молодцы. Держите кисти и отправьте их Тюбику. До свиданья.
Воспитатель:
- Чтобы отправиться дальше мы должны перепрыгнуть через ручей, пройти по тонкому мосту над пропастью и проползти сквозь туннель.
Дети проходят полосу препятствий.
6 слайд (зеркальный замок)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли в зеркальный замок. Но что это, ребята? Посмотрите, здесь осколки разбитого зеркала. Давайте их сложим в целое зеркало (собирают пазлы зеркала)
7 слайд - появляется зеркало
- Спасибо, ребята, вы помогли мне. Злой Бармалей разбил меня, а вы собрали в единое це-лое. Что вы делаете в сказочной стране?
Дети:
- Мы помогаем коротышкам отыскать предметы, которые спрятал злой Бармалей.
Воспитатель:
- Градусник Бармалей спрятал в зеркальном замке.
Дети берут градусник и кладут его в коробку, благодарят зеркало.
Воспитатель:
- Давайте продолжим наш путь.
Полоса препятствий.
Воспитатель:
- Мы пришли в воздушный замок.
8 слайд (воздушный замок).
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, это же Повелительница Воздуха.
Повелительница Воздуха :
- Здравствуйте, друзья. Вы попали ко мне в воздушную страну. Вокруг нас много воздуха. А зачем он нужен?
Дети:
- Мы дышим воздухом.
Повелительница Воздуха:
- Правильно, а о том, какой он – воздух, давайте узнаем.
Опыт №1 (фронтальный) «Где спрятался воздух?»
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый)
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг)
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того пред-мета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим)
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый)
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение)
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почув-ствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2 (фронтальный) «Как увидеть воздух?»
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок)
Воздухом мы дышим через нос и через рот, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх)
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки. Положить их на край стола и резко взмах-нуть над ними веером.
Что произошло?
Кусочки бумаги разлетелись, хотя до нее никто не дотрагивался. Почему это про-изошло?
Возьмите веера и помашите ими в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется)
Вывод: Воздух движется.
Повелительница Воздуха:
- Давайте повторим, какими свойствами обладает воздух.
Дети:
- Воздух прозрачный, невидимый, он движется, легче воды, не имеет формы.
- Вы правильно назвали свойства воздуха и у меня для вас есть сюрприз….
Показывает красивую коробочку, а в ней надутый воздушный шарик.
Повелительница Воздуха:
- Ребята, почему шарик такой круглый, чем он наполнен?
Дети:
- Воздухом.
Повелительница Воздуха:
- Правильно. А что произойдет, если я проткну шарик?
Дети:
- Он лопнет и из него выйдет весь воздух.
Повелительница Воздуха:
- Проверим?
Протыкает шар зубочисткой (для безопасности шар лежит в коробке, шар лопается и наружу вылетает винтик.
Повелительница Воздуха:
- Вот вам винтик, верните его коротышкам. А за то, что вы так хорошо запомнили свой-ства воздуха, я подарю вам воздушные шары, они помогут вам вернуться назад в детский сад.
Повелительница Воздуха дарит детям шары.
Повелительница Воздуха:
- Теперь прощайте.
Дети благодарят, прощаются.
Воспитатель:
-Ну, вот мы и нашли все вещи коротышек. Давайте их заберем в детский сад и отправим по почте в Цветочный город.
Градусник, винтик и кисточки лежат в коробке для посылок.
Воспитатель:
-А теперь возвращаемся обратно в детский сад.
Песня "Дорогою добра" (движения и перестроения под песню)
Воспитатель :
- Вот мы и вернулись в детский сад.
-Где же мы были? - Кому помогли? (ответы детей)
-Посмотрите, как много добрых дел мы совершили. Давайте всегда стараться делать толь-ко добрые дела.