Людмила Прокофьева
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования по которым на первый план выступают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ. В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ : варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР. Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С. Г. Шевченко, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования.
Публикация «Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР и состоят из: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, а, так же, занятий малой подгруппой. Очень важной является работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории, поскольку создаёт единое образовательное пространство для каждого ребёнка. Так же, нельзя забывать о мощнейшем механизме воздействия на ребёнка, работе с семьёй. Родители данной группы детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью, что неизбежно сказывается на личности ребёнка с ОВЗ. В своей работе мы стараемся сделать родителей союзниками и помощниками, привлекая их внимание к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях. Многие родители детей с ОВЗ не догадываются о наличии у него особых образовательных потребностей, предъявляют завышенные требования, чем ещё более усугубляют патологические черты личности. Тем временем, именно родители, как наиболее значимые для ребёнка взрослые, способны развивать познавательную активность, побуждая интерес к себе и миру. С этой целью в структуре взаимодействия с родителями нами используются консультативные беседы, специальные домашние задания, а так же организацию и участие семей в конкурсах и праздниках.
В структуре коррекционной работы, для более качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Словесные методы всегда следует сочетать с применением наглядных и практических.
2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Наглядный метод призван сделать ребёнка активным участником процесса, а значит, ориентирован в первую очередь на повышении познавательной активности ребёнка.
3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. С помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Такая структура организации коррекционно-развивающей работы позволяет наиболее полно реализовывать основные образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
В данной работе мы акцентируем внимание на потребности постоянного стимулирования познавательной активности ребёнка с ЗПР, как необходимого условия освоения программы, а, так же, повышения интереса к себе, окружающему и предметному миру. Поэтому рассмотрим используемые для этих целей средства обучения, а именно, объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Важно уточнить, что использование любых средств обучения подчиняется следующим принципам: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.