Анна Кларова
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация познавательно-исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Исследовательская деятельность развивает у детей интерес к явлениям окружающего мира, умение объяснить их происхождение и развитие, умение проводить простейшие опыты и эксперименты.
В связи с этим познавательно - исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).
Значение исследовательской деятельности для детей :
• Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
• Развивается речь ребенка.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
• Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
• Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
• Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
Для решения поставленных задач в организации исследовательской деятельности, для поддержания познавательного интереса детей, мы используем следующие формы работы:
• Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач исследовательской
деятельности в детском саду.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах созданы «мини-лаборатории». Лаборатории созданы для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность.
• НОД. Педагоги на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных, стараются, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Начало занятий посвящается активации внимания и усилению мотивации к решению какой - либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используем различные наглядные материалы, проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации, беседы, в которых ребятам дается возможность порассуждать, высказать свое мнение, предположения по решению заданной проблемы. Визит какого – либо персонажа отлично мотивирует детей к работе.
• Беседы познавательно-эвристического характера. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы – проблемы. Через диалогическое общение расширяются, уточняются, систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них. «Почему осенью листопад?», «Как часы ходят?», «Нужен ли свет растениям?» проходят с помощью игровой деятельности, такой как что позволяет детям посмотреть, как действуют предметы, механические устройства, манипулировать различными предметами, с целью вызвать у ребенка восторг неожиданности и открытия чуда.
• Игра. Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. В развитии кругозора и познавательно- исследовательской деятельности особое значение имеют дидактические игры. Дети учатся вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам. Они учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется память, внимание, развивается речь. В ходе сюжетно-ролевых игр дети входят в образ персонажей профессий, сказок и решают по-своему поставленные проблемы.
Для выявления уровня знаний детей, умения применять знания в нестандартной ситуации, умения сформулировать свой ответ - в подготовительной группе проводим интеллектуальную игру «Толкуйдаа, оонньоо, кыай!».
• Конструирование. Здесь ребенок получает определенный продукт. Ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
• Эксперименты и опыты. Ставя элементарные опыты над предметами, дети приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твердом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Этот метод научно – исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплоченности коллектива. Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
• Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы. Наблюдение является одной из активных практик научно – исследовательской деятельности у дошкольников. Способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
• Экскурсии и целевые прогулки; походы, экскурсии и прогулки по экологической тропе детского сада инициируются взрослым. Здесь происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда можно постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.
• Проектная деятельность. В проектной деятельности обязательно должны участвовать взрослые, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные формы взаимодействия с семьей. Роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества. Ребенок делает большой шаг не только в познании нового, но и в умении планировать свою деятельность, делать предположения, выдвигать гипотезы, ставить опыты, проводить эксперименты, делать выводы и обобщать результаты. Все это служит мощным толчком к активной мыслительной деятельности, творческому развитию, личностному росту.
НПК. Ежегодные познавательные конференции в ДОУ проводятся со средней группы. Дети со взрослыми готовят доклады и защищают свою работу перед сверстниками, демонстрируют свои открытия, с обязательным обсуждением. Таким образом делятся со сверстниками новыми знаниями и впечатлениями. Важно, чтобы тема близка, знакома, интересна ребенку. В декабре 2017г исследовательская деятельность 14 детей подготовительной группы была заслушана на НПК в ДОУ. Из них двое – вышли на улусный этап Всероссийского конкурса «Я -исследователь». Илья Николаев участвовал в республиканском конкурсе «Я - исследователь».
• Трудовая деятельность. Элементарная трудовая деятельность в групповых комнатах: в уголке природы, мини – огородах на окне и на участке проводятся во всех группах.
• Лэпбук – тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь можно поместить огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д. Родители с детьми изготовили разнообразные тематические лэпбуки: «Страны», «Профессии», «Животный мир», «Материалы» и каждый ребенок презентовал свой лэпбук. Лэпбуки занимают достойное место в развивающей среде групп и дети с удовольствием занимаю.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Для более полного решения задач ФГОС в области познавательного развития в нашем ДОУ было решено организовать детскую лабораторию «Маленький исследователь». Здесь собрано и сосредоточено основное оборудование, материалы для исследований, т. е. созданы полноценные условия для проведения простейших опытов и экспериментов.
В то же время детская лаборатория – это территория для специфической игровой деятельности. Дети выступают в роли лаборантов, ученых, исследователей. В ходе игры дети начинают понимать, что все происходящее в мире природы можно понять и объяснить, если быть внимательным и вдумчивым. Способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволят в дальнейшем активно действовать, преобразовывать и творить. И в этом им помогут наблюдения, опыты, эксперименты.
Основная цель работы исследовательской лаборатории:
1. Создание условий для развития способностей детей к научно-исследовательской деятельности.
2. Развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
3. Формировать стремление познавать новое, участвовать в исследовательской деятельности;
4. Познакомить с основными правилами проведения опытов и экспериментов, а также с правилами безопасности при работе в лаборатории.
5. Формировать умение делать выводы и умозаключения по наблюдаемым явлениям;
6. Фиксировать результаты исследования в определенной последовательности в виде простейших схем, символов, рисунков.
В неделю проводится по одному занятию в средней, старшей и подготовительной группах. Занятия проводятся по подгруппам. Кроме этого проводятся индивидуальные занятия с отдельными детьми, проявляющими интерес к исследовательской деятельности.
Основные темы наших исследовательских работ: «Вода», «Воздух», «Звук», «Свет», «Материалы», «Магниты», «Электричество», «Движение», «Превращения», «Растительный мир». Познание физических явлений способствует наиболее четкому восприятию окружающего мира во всем его многообразии, взаимосвязи, взаимозависимости.
По каждой теме дети проводят опыты, эксперименты с соответствующим материалом. Особое внимание обращается на правильное называние наблюдаемых предметов и явлений, краткое описание их с использованием соответствующих существительных и глаголов, умение делать простейшие выводы, т. о. большое внимание уделяется развитию речи. Поощряется проявление инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности. В конце каждого занятия дети фиксируют собственный познавательный опыт, т. е. делают схематические зарисовки изученных явлений в виде пиктограмм. Им очень нравится и они с удовольствием справляются с этой работой.
Дети имеют возможность наблюдать жизнь озерных рыб – карасей и гольянов. А также красивых декоративных рыбок – гуппи. Большой интерес вызывает наблюдение за улиткой. Часто приносят из дома своих питомцев, весной принесли ящерицу, поселили ее в террариуме, наблюдали за дождевыми червями, познакомились с осами и шмелями.
Каждый год стараемся обогащать нашу лабораторию новыми материалами, пособиями (картины с изображением природных явлений, схемы и т. д.). В этом году изготовлен макет градусника, макет ветряной мельницы, макет воздушного шара и космической ракеты, наклонная горка, стекла для опытов на каждого ребенка. К каждой теме занятия обогащены
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Связь осуществляется через выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, проведение анкетирования, информационный бюллетень для родителей. Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Главная цель совместной деятельности– дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу.
Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:
– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;
– памятка о проведении занятия-экспериментирования;
– конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;
– картотека опытов;
- карточки-схемы;
- методическая литература и тд.
В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности :
- Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
- Повышение уровня познавательных способностей детей. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.