Екатерина Фефилова
«Зимушка-волшебница». Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р» и «Рь» «Зимушка-волшебница»
[/b]
Цель: Дифференциация звуков «Р» и «Рь» изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [ р], [ р’] в слогах, словах, предложениях.
- Закреплять навык дифференцированного произношения звуков [ р ], [ р’] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях.
- Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному
- Учить различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.
- Закрепить навык слогового анализа слов
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Развивать мышцы артикуляционного аппарата и силу воздушной струи.
- Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
- Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Василиса, у нас с тобой сегодня пришли гости, давай поздороваемся.
Логопед: Послушай загадку и отгадай кому сегодня мы будем помогать.
Дел у меня немало
— Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня. (Зима)
Логопед: Правильно, это зима. Скажи, пожалуйста, какая бывает зима?
Ребенок: белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая.
Логопед: Все верно.
(Неожиданно включатся звукозапись. Звук вьюги, звук бьющегося стекла, голос Зимы. «Приветствую Вас, дорогие друзья! Я- Зимушка-Волшебница! Сегодня ночью я колдовала и укрывала землю снегом. И так увлеклась, что ВСЁ вокруг замело и заморозило. Заморозило так сильно, что моё волшебное зеркало застыло, разбилось и вместе с метелью его осколки разлетелись по лесу! Без зеркала я не смогу успокоить снегопад и вьюгу. Помогите мне, пожалуйста, собрать моё зеркало! Для этого вам нужно пройтись по лесу, выполнить все задания и за каждое выполненное задание вы будете получать один осколок. И еще одна подсказка: Чтобы угадать, с какими звуками вы будете сегодня играть, Вам нужно выполнить первое задание и найти первый осколок.»)
Логопед: Ну что, Василиса, поможем Зимушке-Волшебнице успокоить метель и собрать зеркало? Тогда пойдем скорее! Пока все дорожки совсем не замело!
2. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Логопед: Давай расчистим дорожку от снега и посмотрим, что же там спряталось? (Поднос, карточки АГ, рис, трубочка)
Ребенок выполняет комплекс артикуляционной гимнастики под счет до 10 (Чашечка, Грибок, Почистим зубки, Гармошка, Вкусное Варенье, Маляр, сдувает рис через трубочку. После выполнения упражнений достать из-под подноса осколок. (на осколке с одной стороны часть картинки, с другой стороны звуки Р и Рь)
Логопед: Мы нашли осколок. Где же тут подсказка? (Ребенок находит звуки Р и Рь. Говорит, что сегодня будем играть с этими звуками)
3. Дифференциация изолированного звука.
Логопед: Ой, Василиса, что же это? (чьи-то следы) Кажется, тут кто-то уже проходил. Давай пройдемся по следам. Это очень похоже на нашу игру. Давай вспомним правила. (Наступай на левый след, произноси звук «Рь» и показывай «Лайк». Наступай на правый след, произноси звук «Р» и показывай «Зайчика») (Ребенок может выбрать жест сам) (в конце дорожки 2-й осколок)
4. Дифференциация звуков в слогах
Садимся за стол. Лежат нейродорожки.
Логопед: И здесь чьи-то следы! Мне кажется, что кто-то заблудился и попал в беду! Давай попробуем догнать и помочь! Тебе нужно идти по дорожке и не сбиваться! На первой дорожке произноси - РА-РЯ; на второй – ОР-ИРЬ, на третьей – УРЫ- УРИ (после прохождения дать 3 осколок)
5. Дифференциация звуков Р и Рь в словах.
Логопед: (После дорожек достать ведерки, снеговиков и деревянные фигурки) Так вот кого мы догоняли! Это же снеговики! Они несли свои рисунки в мастерскую, но по дороге попали под снегопад и вьюгу! Метель перепутала их рисунки! Давай поможем снеговикам разложить рисунки по ведёркам. Василиса, у нас есть зеленое ведёрко и синее ведёрко, как ты думаешь, как нам понять, какой рисунок куда положить? (Рисунки, в которых есть звук Рь – в зеленое, звук Р – в синее). Всё верно. Но прежде, чем положить рисунок в ведёрко, нам нужно будет посчитать, сколько слогов в слове, которое там нарисовано. (после выполнения дать 4 осколок).
Логопед: Василиса, снеговики благодарят тебя за помощь. Давай отправимся дальше искать осколки. Зимушка-Волшебница очень ждет нас! (Встаём из-за стола, идем дальше)
6. Физминутка с элементами логоритмики
Логопед: Что-то становится очень холодно! Давай немного потанцуем, чтобы согреться!
Звукозапись физминутка «Зимняя пляска», повторяем все. (Отдаю 5 осколок)
7. Дифференциация звуков в предложениях.
Игра «Путаница».
Логопед: (Пока топали, наткнулись на комок)
Что тут у нас такое? (Комок). А на комке заколдованные предложения. Давай поиграем и расколдуем их!
Проводится игра «Путаница» с комком. (Кидаю ребенку и называю запутанное предложение, она кидает комок обратно и произносит предложение правильно)
Красный шарф купил Риту (Рита купила красный шарф)
Ёлка нарядила Артёма (Артём нарядил ёлку)
Варежки потеряли Раю (Рая потеряла варежки)
Горка катается с Гриши (Гриша катается с горки)
Подарок упаковал Марину (Марина упаковала подарок)
Деревянные лыжи катались на Марусе (Маруся каталась на деревянных лыжах)
Хитрая лиса спряталась от зайца (Заяц спрятался от хитрой лисы)
Дорожка чистит ребят от снега (Ребята чистят дорожку от снега)
Огромный снеговик слепил Борю (Боря слепил огромного снеговика)
Сугробы прыгали по ребятам (Ребята прыгали по сугробам)
(Комок руки мне щекочет, показать он что-то хочет. У него внутри последний 6-й осколок)
8. Заключительное задание.
Логопед: Василиса, мы собрали все 6 осколков. Давай скорее собирать зеркало, а то Зимушка-Волшебница уже не справляется с метелью.
Собираем на магнитной доске зеркало из 6 осколков. В зеркале картинка зимы
Пока Василиса собирает картинку, на 1 столе появляются снежинки-оценки и раскраска.
9. Сюрпризный момент
Включается звукозапись. (Звук колдовства и голос Зимушки. Дорогие друзья, спасибо Вам за помощь! Вы собрали моё зеркало, и я наконец-то успокоила метель! Теперь я снова белоснежная, сказочная и блестящая зима! И все детишки смогут выйти погулять, полепить снеговиков, покататься на санках, коньках и лыжах! В благодарность за вашу помощь, я подготовила для вас сюрприз. Возвращайтесь в д/с и вы его увидите на столе)
Логопед: Василиса, давай закроем глаза, и Зимушка-Волшебница перенесет нас в детский сад.
Садимся за стол, там лежит сюрприз-раскраска.
10. Итог и самооценка
Логопед: -Василиса, с какими звуками мы сегодня работали?
-Тебе понравилась помогать Зимушке-Волшебнице?
-Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: - Оцени себя снежинкой. Грустной или весёлой. Легко тебе было или сложно?