Светлана Курик
Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Возрастная групп : подготовительная.
Цель беседы: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Вводная часть
Публикация «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Поэтому тренировка движения пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим развитие ребенка с ЗПР, повышающим работоспособность коры головного мозга, а также способствующим подготовке руки к письму.
Основная часть
Роль семьи в развитии мелкой моторики ребенка с ЗПР наиболее значима, все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для развития мелкой моторики руки родители могут применять много интересных методов и приемов, использовать разнообразные стимулирующие материалы.
Очень важно приучать ребенка к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и общей моторной умелости и ловкости. Это может быть быстрое и точное расстегивание и застегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнурование ботинок, перебирание крупы, нанизывание бусинок и т. п.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость при работе с пластилином, тестом, счетными палочками, конструктором, ножницами, мозаикой.
Полезна работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Для тренировки пальцев родители могут поиграть с ребенком в игры :
«Переложи игрушки»
Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен держа сосуд, левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.
«Забей мяч в ворота»
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда воспитатель и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся по середине.
«Перебираем крупу»
Необходимы 2 пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками. Ребенок должен разделить смесь на 2 части.
Очень эффективны игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Очень эффективным средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д.
Доказана эффективность применения аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Заключительная часть
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, не забудьте создать положительную эмоциональную обстановку. Тогда выполняя задание, ребенок не только сможет развивать свои моторные, речевые и интеллектуальные способности, но и интересно и с пользой для себя провести время, общаясь с родителями!