анна сергина
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376.4+372.3/.4+37.0
СТАТЬЯ
Сергиной А. С.
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр
(3 курса группа ДД-301/Дошкольная дефектология
МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» №6)
Развитие связной речи играет важную роль в процессе социализации ребёнка, являясь средством самореализации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми [1, с. 91-93].
Публикация «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
При формировании связной речи у детей важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развёрнутого смыслового высказывания. Одним, особенно эффективным таким средством по отношению к детям с ЗПР является дидактическая игра, которая способствует порождению речевого акта. [3, с. 147].
На основе исследования опыта других педагогов была составлена и апробирована программа развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр. Апробация осуществлялась на базе МКДОУ «Золотая рыбка» №6 р. п. Краснообска.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, результатов первичного диагностирующего этапа можно сделать вывод о том, что эффективное развитие связной речи детей 4-5 лет с ЗПР будет происходить только при специально организованной педагогической работе с использованием дидактических игр, которая должна протекать с учетом возрастных возможностей детей 4-5 лет с ЗПР.
В связи с этим была определена программа экспериментальной педагогической работы.
В процессе исследования, была проведена диагностика с детьми 4-5 лет по следующим критериям: характер высказываний их точность и обобщённость, понимание темы сказки, объем пересказа (через подсчет предложений и слов) сказки, структурная соотнесенность, полнота раскрытия каждой структурной части.
В результате диагностики были получены следующие результаты: у детей данного возраста в основном преобладает низкий и средний уровень связной речи.
Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, нами предложена система дидактических игр для развития связной речи у детей среднего возраста.
Применили следующие виды дидактических игр : с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
На этапе контрольной диагностики, после проведения систематических занятий с детьми по развитию связной речи, получили положительные результаты: высокий уровень повысился, детей с низким уровнем не стало, они перешли на средний уровень. Это говорит о положительной динамике развития связной речи детей с ЗПР.
Таким образом, в результате работы по развитию связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактической игры получили следующие результаты:
- повысился уровень речевой деятельности детей;
- обогатился и расширился словарный запас детей;
- сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
- начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
- многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
- в своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
Важно подчеркнуть необходимость не просто обучения отдельным речевым умениям с младшего возраста посредством дидактических игр, но и формировать осознанное отношение к этому процессу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Ф. Волкова Проблемы социализации детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства : сборник научных трудов. - Новосибирск. Издательство НГПУ, 2006. - с. 91-93.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2011. – Т. 1. – 845 с.
3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.