Евгения
План по самообразованию «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 “Зоряночка”
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
детский сад №8 «Зоряночка»
___С. Ю. Месикова
«___» ___ 2020 г.
План по самообразованию
«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
Воспитатель:
Шенгелиа. Е. В
г. Ессентуки, 2020-2021г.
«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
Публикация «План по самообразованию „Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дата начала работы над темой: с 01.09.2020г.
Дата окончания: 31.05.2021г.
Цель: Уделить особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
развитие свободного общения со взрослыми;
совершенствовать диалогическую форму речи;
развивать монологическую форму речи;
учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность:
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Этапы реализации:
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
изучить литературу по данной теме;
составить перспективный план на учебный год;
создать предметно – развиваю среду;
составить картотеки по речевому развитию;
повысить интерес родителей к развитию речи детей;
подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей раннего возраста;
обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.
Организационно-диагностический
установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
использование логопедических технологий в профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет;
оформление центра речевого развития детей.
Результативный – итоговый
развитие речи дошкольников : улучшаются навыки диалогической речи на 30%, её грамматический строй на 40% ,речь становиться эмоционально насыщенной, выразительной, повышение уровня связной речи до 70%;
сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;
формирование интегративных качеств, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды ребёнка;
обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, ипоскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Предполагаемые итоги реализации
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности младших дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному ворчеству;
заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.
Основной вопрос, намеченный для изучения
картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у детей раннего возвраста;
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;
- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;
-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;
-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Перспективный план работы по теме самообразования :
Месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь 1. Изучение методической литературы.
2. Постановка цели и задач по данной теме.
3. Утверждение плана работы на год.
1. Заучивание пальчиковой игры “Замок”
2. Заучивание пальчиковой игры “Капуста” 1. Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возвраста”
Октябрь 1. Изучение темы: «Развитие речи детей раннего возраста» Занятия на развития речи 1. Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка»
Ноябрь Создание картотеки по развитию речи для работы с детьми по теме “Развитие речи детей раннего возвраста” Разучивание и проговаривание потешек, и частушек. Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам.
декабрь Консультация для педагогов: «Развитие речи в раннем возрасте». Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Консультация: “Всегда ли правельно звучит ваша речь, взрослые?”
Январь Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». 1. Использования потешек в режимных моментах
2. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т. д. 1. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».
Февраль Проведение занятий по развитию речи : “Занятие с куклой” Заучивание пальчиковой игры “Как живешь” Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля
Март Беседа для педагогов: “Какими играми играет ребенок для развития речи?” Развлечение “Путешествие по сказкам” Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту
Апрель Изучение темы “Игровая деятельность как развичие речи у дитей раннего возвратса. ” Д/и «Угадай животное». Помощь родителей в изготовление и приобретение настольно – печатных игр по развитию речи.
Май Самоанализ плана самообразования Обыгрывание детей знакомой сказки Презентация о проделанной работе
Методическая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей.
М. ; Мозайка-Синтез, 1999 г.
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
3. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.
4. Гербова В. В. Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М. ; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. Линка – Пресс, 2006 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.
7. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез, 2000 г.
8. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
9. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
11. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972 г.
12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.