Галья Бондарева
Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы). Вашему вниманию я хочу представить краткий обзор своей работы.
Публикация «Отчет „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2017
Вот уже на протяжении нескольких лет я работаю в младшей группе детского сада, возраст моих воспитанников – 1-3 года. По моим наблюдениям, в процессе работы, я пришла к выводу, что самая актуальная тема в воспитании малышей в данном возрасте - это сенсорное развитие
Что же такое сенсорное развитие? На основании анализа педагогической, психологической, методической литературы можно дать определение сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п
Главной целью своей работы считаю, всестороннее развитие ребёнка, его интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Для этого важно научить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, которые помогают формировать определенное звено сенсорной культуры, и для детей младшего возраста можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании :
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.
На занятиях регулярно использую наглядные, словесные и практические методы.
Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление, объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).
Также применяю множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.
Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей : упражнения, повторения, практические работы. В структуры занятий я включаю
• психогимнастические упражнения развивающие произвольное внимание и чувственное восприятие своего тела;
• упражнения направленные на развитие тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же нетрадиционные технические формы изобразительного искусства (пальцеграфия, арт-терапия, расширяющие творческий потенциал детей
Надо отметить, что работы, исполненные малышами в нетрадиционной технике получали призовые места в районной выставках, на Всероссийских конкурсах и на Международном портале МААМ, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты. На Международном образовательном портале МААМ являюсь участником конкурсов, опубликовала более 100 работ, (конспекты занятий, публикации, проекты, презентации, имею награды. Мои воспитанники, также, принимают активное участие в конкурсах детских поделок и рисунков.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ используемые в работе по сенсорному развитию :
развивающие игры :
- перебирание мелких предметов;
- шнуровка, нанизывание;
- застежки (пуговицы, крючки, молнии, замки, крышки);
- конструктор;
- кубики;
- вкладыши;
предметная деятельность
элементарная продуктивная деятельность:
- выкладывание из мозаики;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, мелом, краской);
работа с бумагой (аппликация);
пальчиковая гимнастика
Классификация игр:
Игры, возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
Игры, возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей младшей группы :
• Оказание помощи детям в знакомстве с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
• Научила детей различать цвета;
• Научила детей сравнивать предметы по величине;
• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.
• Адресные рекомендации по использованию опыта.
Наша группа
Предметно – развивающую среду в группе я организовала таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом, так как игра является ведущей деятельностью ребёнка, для этого в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр, как для девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием
На конец 2017 учебного года анализ полученных данных показал, что уровень развития детьми сенсорных эталонов выше 50%. Дети достаточно хорошо усвоили цветовое восприятие, могут легко подбирать, сопоставлять и называть основные цвета. Выше среднего дали показатели по знанию формы, что свидетельствует об усвоении программы для детей данного возраста по этому критерию. При сравнении величин предметов дети испытывали, небольшое затруднение, концентрируя своё внимание на величинах, как «больше», «меньше» упуская при этом из внимания предметы «среднего» размера. В игровой деятельности интенсивнее развитие всех психологических функций, в том числе сенсорного воспитания.
Вывод: в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять
• дидактические игры
• упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов