Татьяна Котлярова
Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Публикация «Самообразование „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-готовит к реальной жизни;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения, развивает внимание;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой- принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм и красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Цель:
- обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
-Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
-Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
-Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
-Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей;
-Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
-Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность,
наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Содержание работы по теме самообразования:
-Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
-Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Работа с детьми:
-Совместные игры с крупами и песком во время прогулки.
-Дидактические игры с малышами: для зрительного и слухового восприятия; для развития моторики.
-Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
-Самостоятельные игры малышей.
-Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
-Консультация «Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного
возраста».
-Беседы о роли развивающих игр для малышей.
-Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
-Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
Сентябрь
Д. и. «Соберем петушку» (пирамидка).
Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Д. и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Октябрь
«Назови геометрическую
фигуру».
Учить детей узнавать и
правильно называть плоскостные
геометрические фигуры
(Круг, квадрат, треугольник, овал,
Прямоугольник)
Д. и. «Огурчики и помидорчики».
Учить отличать круг от овала, помещая формы, в соответствующие пазлы.
«Найди пару» Учить находить ребенка на ощупь пары одинаковых предметов.
Игры с крупным конструктором
Знакомство с деталями конструктора, развитие воображения.
«Пуговки»
Упражнять детей в застёгивании пуговиц на определённых пособиях и одежде кукол
Ноябрь
Д. и. «Две коробки».
Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения
Д. и. «Соберем
пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д. и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.
Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме
Декабрь
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.
Февраль
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д. и. «Забавные бутылочки».
Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера
Д. и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Март
Д. и. «Тут и там».
Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и. «Цирковые собачки».
Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения».
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.
Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.
Апрель
Д. и. «Что потеряли котятки».
«Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Забавные лодочки».
Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
Май
Д. и. «Летящие бабочки».
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
Д. и. «Ловись,
рыбка».
Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.