Корюкина Марина Петровна
План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3-х до 4-х лет имеет особое значение для речевого развития. Главная задача педагога- в области развития речи младшего дошкольного возраста- помочь детям в освоении разговорной речи, обогатить словарный запас. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Благодаря использованию дидактических игр и упражнений процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.
Публикация «План по самообразованию „Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников очень велико. Это и формирование правильного звукопроизношения, пополнение и активизация словаря, привитие навыков культуры речи, развитие речевого творчества.
План работы на год.
Сентябрь – май – изучение методической литературы.
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: младшая группа.
2. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения/Конспекты занятий/Под ред. О. С. Ушаковой.
3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет.
4. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет.
5. Ушакова О. С. Давай расскажем: речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет.
Работа с детьми.
Сентябрь.
1-2 недели – диагностика.
3-4 недели- тема: «Наш любимый детский сад. Игрушки».
Цели: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, закреплять умение читать стихи самостоятельно.
Дидактические игры: «Назови ласково по имени», «Сравни кукол», «Кукла веселая и грустная».
Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».
Чтение стихов А. Барто «Игрушки».
[b]Октябрь.
1-2 недели- тема: «Овощи и фрукты».[/b]
Цели:- проверить как дети знают и называют овощи и фрукты;
- обогащать словарь детей по теме;
- учить использовать в речи обобщающие слова: «овощи», «фрукты».
- развивать умение слышать воспитателя и отвечать на вопросы;
- воспитывать умение воспринимать художественное произведение на
слух.
Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Что изменилось».
Повторение сказки «Репка» с элементами драматизации.
3-4 недели- тема «Осень».
Цели:- закрепить знания о характерных признаках осени;
- развивать слуховое и зрительное внимание.
- развивать мелкую моторику.
Дидактические игры: «Мы листики осенние», «Солнышко и дождик», «Такой листок –лети ко мне».
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».
[b]Ноябрь.
1-2 недели – тема: «Домашние животные».[/b]
Цели: - продолжать знакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных,
- учить использовать в речи обобщаюшие слова: «домашние животные;
- учить правильно образовывать имена существительные, обозначаю-
щие детенышей;
- закрепить произношение звукоподражательных слов.
Дидактические игры: «Назови детенышей животных», «Кто что ест», «Угадай, кто кричит».
Подвижная игра: «Лохматый пес»
Пальчиковая игра: «Как у нашего кота».
3-4 недели – тема «Дикие животные».
Цели: - закрепить знания и представления о диких животных;
- учить использовать в речи обобщающие слова: «дикие животные»; ---учить узнавать и называть детенышей.
Дидактические игры: «Назови детенышей», «Кто что ест».
Речевая игра: «Какой, какая?»
Сюжетно-ролевая игра «Звери из леса в гостях у ребят».
Подвижная игра со словами: «У медведя во бору».
Пальчиковая игра: «Зайчики».
Чтение сказки «Теремок» с элементами драматизации.
Декабрь.
1-2 недели – тема –«Одежда».
Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении предметов одежды;
- расширить словарный запас по теме;
- учить использовать в речи обобщающее слово «одежда»;
- правильно называть предметы одежды;
- учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ.
Дидактические игры: «Кукла одевается на прогулку», «Найди свой шкафчик и расскажи, что в нем лежит», «Один- много».
3-4 недели – тема «Зима. Новый год».
Цели: - способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме, празднике;
- активизировать словарь по теме;
- развивать умение слушать и отвечать на вопросы.
Дидактические игры: «Угадай- зиму называй», «Снежинки», «Снег кружится», «Снежинки и ветер».
Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
Январь.
1-2 недели – тема «Зимние забавы».
Цели: - расширить представления детей о зимних развлечениях;
- активизировать словарь по теме;
- учить составлять предложения.
Игровое упражнение: «И мы тоже» (рассказы о зимних развлечениях по картинкам).
Подвижная игра с текстом: «Снежки».
3-4 недели –тема- «Посуда».
Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении посуды;
- активизировать словарь по теме;
- учить использовать в речи обобщающее слово «посуда».
Дидактические игры: «Один-много», «Большой- маленький», «Найди предмет по описанию», «Что изменилось».
Чтение сказки «Три медведя».
Февраль.
1-2 недели – «Наше тело».
Цели: - учить различать и называть части тела;
- активизировать словарь по теме.
Дидактические игры: «Где же наши ручки», «Скажи ласково».
Игровое упражнение: «Ау тебя».
Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики».
Разучивание потешки «Водичка- водичка».
3-4 недели- тема «Рыбы».
Цели: - расширить и уточнить представления детей о рыбах;
- воспитывать у детей умение при рассматривании рыбки называть ее цвет и особенности;
- помочь усвоить соответствующий словарь.
Дидактические игры: «Опиши рыбку», «Чем похожи, чем отличаются»,
«Найди такую же».
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки плавают в водице».
Март. 1-2 недели – тема «Семья». Цели: - уточнить знания детей о родственных связях; - ---учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ (2-3 предложения) о маме и папе;
- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы (добрая, ласковая, красивая; умный, сильный, работает, ремонтирует).
Дидактические упражнения: «Какая, какой», «Расскажи о маме, папе».
Пальчиковая игра: «Семья».
3-4 недели – тема –«Мебель».
Цели: - продолжать знакомить детей с предметами мебели и их назначением;
- активизировать словарь по теме;
- упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов
в, на, за, около.
Дидактические упражнения: «Назови как можно больше предметов мебели», «Где находится предмет».
Апрель.
1-2 недели – тема «Весна».
Цели: - познакомить детей с характерными признаками весны;
- активизировать словарь по теме;
- учить заучивать наизусть небольшие тексты.
- учить воспринимать текст на слух.
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Через ручеек»
Дидактическая игра: «Тихо- громко».
Пальчиковая игра: «Солнце, цветок».
Хороводная игра: «Весна, весна, красная».
Слушание и заучивание заклички «Солнышко».
3-4 недели – тема «Транспорт».
Цели: - уточнять и расширять знания детей о транспорте;
- называть составные части транспортных средств;
- активизировать словарь по теме;
- учить использовать в речи обобщающее слово «транспорт»;
- упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов
в,на, за, около.
Дидактические игры: «Расскажи как нам транспорт помогает», «Скажи правильно», «Чем похожи и чем отличаются».
Физкульминутки: «Самолет», «Теплоход».
Май.
1-2 недели –тема-«Насекомые».
Цели: - расширить представления о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;
- учить различать их;
- учить слушать загадки о насекомых и разгадывать;
- учить запоминать небольшие по объему стихи о насекомых.
Дидактические игры: «Кого не стало», «Ползает, прыгает, летает».
Разучивание стихов о божьей коровке, бабочке.
3-4 недели – тема –«Лето».
Цели: - активизировать словарь по теме;
- познакомить с закличками о солнце.
Дидактические игры: «Расскажи и покажи», «Цветик- семицветик».
Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы …»
Заучивание потешки о солнце.
Работа с родителями.
Изготовление буклетов «Что могут сделать родители для успешного развития речи?
Самореализация.
Май.
Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.