Трусова Елена Сергеевна
План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад "Изумрудный город"
Перспективный план по самообразованию на 2017 -2018 учебный год.
Подготовила и разработала: воспитатель 1 младшей группы "Звонкий ручеек": Трусова Елена Сергеевна.
Тема: Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: разностороннее развитие личности ребенка, создание
Публикация «План по самообразованию „Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
условий для самоопределения и самореализации воспитанников на основе социокультурных, духовно - нравственных правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для реализации целевых ориентиров ФГОС ДО.
Работа по самообразованию одна из форм повышения профессиональной компетенции.
Работа будет строиться по следующим направлениям:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
- Изучение учебной и научно-методической литературы.
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии.
- Изучение новых программ и педагогических технологий.
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.
- Повышение общекультурного уровня.
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте ФГОС.
- Проявление творческого потенциала.
- Пропаганда своих достижений.
- Развитие исследовательской деятельности.
Тему для самообразования подбирала с учетом Программы развития ДОО, следуя стратегическим ориентирам развития образования в округе.
Учитывала основные принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
5. Уставом ДОО.
Актуальность выбранной темы.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Использование дидактических игр, с целью развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».
Цель:
Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- Определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
- Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
- Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- Продолжать создать картотеку дидактических игр;
- Развивать мышление у детей; самостоятельность в поиске решений;
умение отвечать на вопросы.
В течение года мной будет изучена специальная методическая литература:
• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
• Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
• Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
• А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
• Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
• П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
• Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».
• Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».
• Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
• Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека».
Использование дидактических игр позволит:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь;
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Свою работу я буду проводить по трем направлениям:
1. Создание предметно - развивающей среды в группе.
Подготовлю новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.
2. Работа с детьми.
Работа с детьми будет строиться по следующим путям развития познавательных способностей:
- Развитие мышления;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи;
- Развитие творческого воображения.
Свою деятельность буду выстраивать поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр будут учитываться особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания мной будут использоваться сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры будут включены в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
Игры для занятий буду подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.
3. Работа с родителями.
В октябре будет проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».
В ноябре для родителей будет подготовлена папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».
В феврале будет проведена выставка «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».
В течение года буду привлекать родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.
Завершением послужит родительское собрание в конце учебного года «Играем вместе с родителями в занимательные игры».
В конце года проведу самоанализ по изученной теме и сделаю прогноз на будущее. В творческой форме подготовлю презентацию – отчет о проделанной работе по теме.