Елена Дмитриевна Алтухова
Перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективно-тематическое планирование
по ознакомлению с художественной литературой
Сентябрь
1 а) Г. Скребицкий «Осень» (чтение) Учить внимательно слушать рассказ, правильно называть приметы осени. Уточнить понятие о жанровых особенностях рассказа.
б) Загадки, пословицы о сентябре Учить рассказывать загадки, понимать смысл пословиц.
Публикация «Перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе» размещена в разделах
2 а) А. Плещеев «Осенью» (заучивание) Учить запоминать стихотворение, читать громко, выразительно. Объяснять доступные детям жанровые особенности стихотворения.
б) Пословицы и поговорки об осени Учить понимать смыл пословиц и поговорок.
3 Экскурсия в библиотеку Дать детям знания о библиотеке как о хранилище книг, познакомить с трудом библиотекаря. Вызвать интерес к книге и желание играть в библиотеку.
4 а) Л. Н. Толстой «Косточка» (пересказ) Развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.
б) Пословицы и поговорки Учить запоминать пословицы и применять их в жизни.
Октябрь
5 а) В. Бианки «Лесные домишки» (чтение) Познакомить с творчеством В. Бианки. Расширять знания детей о том, что каждая птица вьёт для себя особое гнездо.
б) Пословицы и поговорки о доме Учить понимать смысл пословиц, умение их анализировать.
6 а) Е. Трутнева «Осень» (заучивание) Продолжать развивать поэтический слух детей. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавать интонационную спокойную грусть осенней природы.
б) Загадки об осени Учить запоминать загадки и отгадывать их.
7 Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание) Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Формировать умение пересказывать сказку с помощью схемы.
8 а) Л. Н. Толстой «Лев и собачка» (пересказ) Учить чувствовать и понимать характер образов литературного произведения, понимать смысл пословиц.
б) Пословицы о дружбе Учить самостоятельно анализировать пословицы, применять их в жизни.
Ноябрь
9 Б. Заходер «Серая звёздочка» (чтение) Учить внимательно слушать произведение. Донести идейное содержание произведения до детей: некрасивый – не значит плохой и бесполезный.
10 «На сказочном дворе» Обобщить знания детей о знакомых сказках. Сформировать умение составлять сказочный текст.
11 Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание) Учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость, умение сопереживать персонажам.
12 Нанайская сказка «Айога» (пересказ) Продолжать знакомить детей с творчеством малых народов Севера; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Воспитывать способность испытывать сострадание, сочувствие.
Декабрь
13 Ненецкая народная сказка «Кукушка» (чтение) Учить понимать мораль сказки, расширять представления детей о сказках разных народов, о традициях и обычаях народов Севера. Воспитывать способность к сочувствию.
14 И. Суриков «Детство» (заучивание) Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык.
15 Моделирование сказки «Морозко» (рассказывание) Формировать умение отличать сказку от других жанров. Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать её, использую алгоритм.
16 Украинская народная сказка «Колосок» (пересказ) Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам. Учить рассказывать в лицах.
Январь
17 Н. Носов «Живая шляпа» (чтение) Помочь детям понять основной смысл и основное содержание рассказа. Развивать умение естественно выразительно пересказывать отрывки из произведения.
18 С. Есенин «Берёза» (заучивание) Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитывать любовь к родной природе.
19 Русская народная сказка «Царевна – Лягушка» (рассказывание) Учить воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте образные выражения. Закрепить знание жанровых особенностей сказки.
20 В гостях у писателя
С. Я. Маршака Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические особенности дошкольников.
Февраль
21 В. Одоевский «Мороз Иванович» (чтение) Способствовать пониманию и правильному осмыслению сказки. Побуждать рассказывать о своём отношении к героям.
22 С. Я. Маршак «Февраль» (заучивание) Формировать умение у детей запоминать стихотворение, громко и четко его читать.
23 В. Катаев «Цветик -Семицветик» Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.
24 Путешествие по сказкам К. И. Чукотского Обобщать знания о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.
Март
25 Татарская сказка «Три дочери» и В. Осеева «Три сына» (чтение) Познакомить детей с жанровыми особенностями и композицией языка сказки и рассказа. Учить передавать своё отношение к персонажам.
26 Е. Благинина «Посидим в тишине» (заучивание) Учить детей запоминать стихотворение. Читать громко с выражением. Развивать память, расширять познавательные интересы детей.
27 Русская народная сказка «Хаврошечка» (рассказывание) Продолжать учить детей понимать использованные в сказки средства выразительности, переносное значение фразеологических оборотов.
28 П. П. Бажов «Серебряное копытце» (пересказ) Познакомить с писателем П. П. Бажовым, его сказками. Учить отличать сказки от былин. Развивать чувство сопереживания и поддержки. Воспитывать чуткость.
Апрель
29 Н. Носов «Фантазёры» (чтение) Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова. Развивать чувство юмора, творческое воображение.
30 И. Белоусова «Весенняя гостья» (заучивание) Формировать интерес к поэзии, воспитывать любовь в родной природе.
31 Н. Телешов «Крупеничка» (рассказывание) Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки.
32 Русская народная сказка «Вершки и корешки» (пересказ) Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею, оценивать характер персонажей. Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.
Май
33 Л. Кассиль «Воздух» (чтение) Продолжать знакомить детей с защитниками российской армии. Развивать интерес с художественной литературе. Учить понимать содержание произведения.
34 А. Усачёв «Что такое День Победы?» (заучивание) Помочь запомнить стихотворение, учить выразительно читать, понимать смысл. Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою Родину.
35 Сказка В. Сутеева «Палочка – выручалочка» (рассказывание) Учить внимательно слушать сказку, оценивать поступки персонажей, понимать, что важна не палка, а умная голова.
36 Литературная викторина Закрепить знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.