Светлана Николаева
Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Эти мудрые русские сказки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эти мудрые русские сказки»
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Задачи:
1. Прививать интерес к русским народным сказкам.
2. Воспитывать желание их читать, понимать глубокий смысл
3. Упражнять в умении сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой „Эти мудрые русские сказки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
1. Чтение сказок на занятиях и вне занятий.
2. Инсценировки сказок.
3. Знакомство с малыми фольклорными формами.
4. Рисование особо любимых героев сказок.
5. Кукольные персонажи сказок.
Материал к занятию :
Иллюстрации к русским народным сказкам; бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- А как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках, зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.
- А что будет, если у народа не будет сказок? (ответы детей)
Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
- Назовите, ребята, сказки которые вы знаете? (дети перечисляют знакомые сказки)
- Как много вы знаете сказок. В сказках свершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир.
- Вспомните ребята сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают … (дети называют сказки)
- А теперь, вспомните, в каких сказках оживают небесные светила? (ответы детей)
В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки.
- Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? (ответы детей)
Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или камень.
- Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса? (примеры детей)
- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди»? (ответы детей)
- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
У русского народа всегда была тяжёлая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда совершали добрые дела. Например, в сказке «Царевна – лягушка», царевич шёл несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своё м пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку … За своё милосердие он получил потом, большую награду.
Читая сказки, мы учимся всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она учит.
- Угадайте, что это за сказка? (показываю иллюстрацию к русской народной сказке «Теремок») (ответы детей)
- А чему нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, на каждый житель теремка, очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, ручейку, к старичку … И даже к Кощею Бессмертному. И добро умножится и вернётся к тебе.
- А теперь, давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их характер. (Называю сказочных героев : Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кото-учёного, Василису Премудрую и т. д. Отмечаю самый удачный выразительный образ)
- Ребята, а вам нравятся сказки про Бабу- ягу?
- А почему?
- А какая Баба-яга в сказках? (ответы детей)
Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба-яга страшная, коварная, злая. (ответы детей)
- А теперь вспомните, где она справедливая, гостеприимная? Правильно, это сказка «Финист – ясный сокол). Вот какая она бывает разная Баба-яга.
- А теперь проведём конкурс, на самую страшную и самую добрую Бабу-ягу. Дети изображают Бабу-ягу. Выбираем самую добрую и самую злую Бабу-ягу. Самая злая Баба-яга выходит в центр и дети её дразнят:
Баба-яга, костяная нога,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-яга скачет на одной ноге и осаливает метлой детей, после этого осаленный ребёнок замирает, а добрая, помогает – выручает игроков.
- Отдохнули, молодцы!
- Ребята, а вот смогли бы вы придумать свои сказки? (ответы детей)
У меня на столе лежат персонажи вам знакомых сказок, выберите себе те персонажи, которые вам больше всего нравятся и придумайте свою сказку.
(Заслушиваю сказки детей, помогаю тем, кто теряется и не может начать).
Молодцы ребята, замечательные сказки вы придумали.
- Ребята, так чему же учит сказка? (ответы детей)
- А какая сказка считается русской народной?
- Приведите пример? (ответы детей)
А сейчас, вы возьмёте листы и карандаши и нарисуете мне самую любимую свою сказку. Дети приступают к работе.
- Молодцы, замечательные рисунки у вас получились, мы их все повесим на нашу выставку. Благодарю детей за занятие.