Альбина Любшина
Картотека прогулок с детьми старшего дошкольного возраста на январь
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа Январь
Прогулка №1
Наблюдение за снежинками
Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Ход наблюдения
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
А возьмешь — вода в руке?
На моей ладошке.
Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.) Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Пословицы Январь - всему году запевала.
Приметы Январю - морозы, февралю - метели.
Дидактическая игра: «Найди звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.
Индивидуальная работа: «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Опыт «Слепи снежок»
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха) В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.
Вывод: Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.
Трудовая деятельность:
Сгребание снега в определенное место для построек
Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры:
"Два мороза", "Волк во рву", Ходьба "змейкой" между предметами
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Игра – забава «Снежные круги»
Цель: учить детей изображать круги на снегу разными способами (палочками, протаптывания линии подошвами, цветной водой) – совершенствовать умение детей изображать различные линии, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
Индивидуальная работа: Элементы хоккея
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Игры по желанию детей
Старшая группа Январь
Прогулка №2
Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель: расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях
их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
(Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.) Какая у них щетина? (Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина? (К специальному.)
Пословицы Январь - запевка года, зиме - вершина.
Приметы Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.
Дидактическая игра: «Назови одним словом».
Цель: Продолжать учить объединять названные слова одним общим понятием.
Индивидуальная работа: «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания,
координации слухового и двигательного анализаторов.
Опыт «Глубина снега»
Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.
Трудовая деятельность:
Подкормка птиц на участке детского сада
Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.
Подвижные игры:
«Ловишки», «Бездомный заяц», «Не попадись»
Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа:
«Сбей флажок»
Цель: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.
Самостоятельная игровая деятельность.
Старшая группа Январь
Прогулка №3
Наблюдение за солнцем
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Пословицы Январь - лютовей, трескун, снеговик.
Приметы Январской весны бойся, живуча хилая весна: зимнее тепло летний холод.
Дидактическая игра: «Что произойдет, если…»
Цель: упражнять в умении оценивать и предугадывать последствия определенного действия, развивать внимание.
Индивидуальная работа: «Узнай по голосу».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Опыт «Лед — твердая вода»
Цель: продолжать знакомство со свойствами воды. Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая из них растает быстрее.
Вывод: Лед — твердая вода.
Трудовая деятельность:
Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры:
«Пустое место», «Сделай фигуру»
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
«Ловишки со снежками»
Цель: формировать у детей двигательные умения и навыки; развивать детей в беге, ловкости.
Индивидуальная работа:
Элементы хоккея
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №4
«Наблюдение за зимующими птицами»
Цели:
— закреплять знания о зимующих птицах;
— формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
— воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют зимующими?
Чем они питаются?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Пословицы Январь - перелом зимы, темная зорька года.
Приметы Январской весны бойся, живуча хилая весна: зимнее тепло летний холод.
Дидактическая игра: «Кого чем угощать будем?» Цель: закреплять знания о зимующих птицах, их жизни в зимний период и особенностях питания.
Индивидуальная работа: Дид. игра «Каких квадратов больше?»
Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов до 10.
Исследовательская деятельность:
«Температура»
Цель. Познакомить детей с термометром, выявить различия в температурах.
Материал: термометр
Ход: Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки зимнего городка.
Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Подвижные игры
«Кто быстрей по дорожке?».
Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.
«Прыгуны».
Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2 — 3 м.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №5
«Наблюдение за березой зимой»
Цели:
— формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
— воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Ход наблюдения
Стоит березка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как чувствуют себя деревья зимой?
Что с ними происходит?
В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
Как вы узнали березу?
Пословицы Январь - ломонос: береги свой нос.
Приметы Холодные январи подряд не бывают.
Дидактическая игра: «Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность
Дидактическая игра: «Наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Исследовательская деятельность:
«Вода и снег» - закрепить знания о различных состояниях воды.
Ход: внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье- лед.
Что растает первым и тд?
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.
Трудовая деятельность
Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
Цели:
— учить работать сообща;
— воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
Кому флажок?», «Эстафета с обручами».
Цели:
— упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;
— воспитывать ловкость, целеустремленность. Индивидуальная работа
«Резвый мешочек».
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №6
«Наблюдение за елью»
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка.)
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.
Пословицы Январь на порог - прибыло дня на воробьиный скок.
Приметы В январе висит много частых сосулек, очень длинных - урожай будет хороший.
Дидактическая игра: «Угадай, что где растет.»
Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Индивидуальная работа: Дид. игра «Найди недостаток в портрете».
Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.
Исследовательская деятельность:
«Почему тает снег?»
Цель. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Ход: Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через
некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых местах их нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Трудовая деятельность
Одна подгруппа — сбор опавших шишек с сосен в коробочки для изготовления поделок из природного материала, другая подгруппа — расчистка снега с дорожек.
Цели:
— закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой;
— воспитывать трудолюбие;
— обеспечивать участие каждого ребенка в труде.
Подвижные игры
«Брось за палку», «Зайцы и Жучка».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.
Индивидуальная работа
«Не задень».
Цель: упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №7
«Наблюдение за вороной»
Цели:
— расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
— воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
Кто это, как зовут эту птицу?
В чем особенности ее внешнего вида?
Где она живет?
Чем питается?
Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу
Пословицы Мороз не велик, да стоять не велит.
Дидактическая игра: «Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Цель: закрепить знание детей о временах года, их характерные признаки.
Исследовательская деятельность:
Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Трудовая деятельность
Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Встречные перебежки», «Попади в обруч».
Цели:
— повышать двигательную активность детей на прогулке;
— развивать меткость, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа
Прыжки через скакалку.
Цель: развивать двигательную активность.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №8
«Наблюдение за снегирем»
Цели:
— формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
— знакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения
Наши друзья
Каждый день,
Когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы Чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи,
Ждут нас также терпеливо
И красавцы-снегири.
Все привыкли - не пугливы,
Хоть руками их бери!
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Как выглядит снегирь?
Чем питается?
Где зимует?
Как человек заботится о нем?
Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.
Пословицы Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
Дидактическая игра: «Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Индивидуальная работа: Дид. игра «День-ночь»
Цель: закреплять названия частей суток.
Исследовательская деятельность:
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность
Подкормка птиц на участке детского сада.
Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.
Подвижные игры
«Ловишки», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
«Сбей флажок».
Цели:
— учить метать снежки в цель;
— развивать меткость, внимание.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №9
«Наблюдение за снегом и льдом»
Цели:
— формировать реалистическое понимание неживой природы;
— закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)
Пословицы В январе растет день - растет и холод.
Приметы Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.
Дидактическая игра: «Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.
Индивидуальная работа: «Когда это бывает?»
Цели: учить детей различать признаки частей суток.
Исследовательская деятельность: «Опиши облако»
Цель: Учить детей подбирать слова, характеризующие облако. «Назови небесные тела» Цель: Закрепить знания детей о том, что Солнце, Луна, звезды, планеты - небесные тела.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на ученье».
Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Индивидуальная работа: бег вокруг снежной бабы, поворот на сигнал воспитателя и бег в другую сторону.
Цель: упражнять детей в умении быстро реагировать на сигнал воспитателя.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Старшая группа Январь
Прогулка №10
«Наблюдение за голубями»
Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто часто прилетает к нам на участок?
Откуда они к нам прилетели?
Где они живут?
Кто их кормит?
Что они любят клевать?
Как называется домик, где живут голуби?
Голуби перелетные или зимующие птицы?
Пословицы В январе и горшок в печи замерзает.
Приметы Январю - морозы, февралю - метели.
Дидактическая игра: «Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.
Дидактическая игра: «Что делает?»
Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».
Исследовательская деятельность:
«Откуда берётся иней?»
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
На стекле морозный иней
На стекле морозный иней,
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна. На стекло Снегурка дышит
И прилежно буквы пишет,
Водит пальчиком сама:
«С» - снежинки, «3» - зима.
Н. Френкель
Трудовая деятельность
Изготовление горки для кукол.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Подвижная игра «Мы — веселые ребята».
Цели:
— учить внимательно слушать команду воспитателя;
— развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение.
Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.