МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Золотой луг»

Ксения Иванова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- Познакомить детей со знаменитым натуралистом и писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным и одним из множества его рассказов, который называется «Золотой луг».

- Активировать в речи детей лексические единицы, обозначающие растения

- Развивать умение видеть красоту природных явлений, эмоционально откликаться на них

- Воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа :промысел, фукать, идти в пяту

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Золотой луг“» размещена в разделах

Портрет М. Пришвина, книжка писателя с рассказом «Золотой луг», фотографии или плакаты с изображением цветущих растений одуванчики, также «одуванчики», сделанные из бумаги, дополнительно кусочки ваты для простого дыхательного упражнения, изображающие созревшие семена цветка и их полет.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным и очень интересным человеком, который жил много лет назад. Больше всего он любил природу, животных и растения, любил показывать их красоту детям. Взгляните внимательно вот на этот портрет. (Показ). Это замечательный писатель, которого зовут Михаил Пришвин. Я прочту его рассказ, с названием «Золотой луг». А вот кто же станет главным персонажем и героем этого произведения, вам подскажет следующая загадка.

Загадка об одуванчике

Горел в траве росистой Цветочек золотистый. Потом померк, потух И превратился в белый пух. (Это Одуванчик)

Какие слова и выражения подсказали вам, дети, нужный ответ? Кто же будет главным персонажем рассказа «Золотой луг», какое растение и цветок? Вы что-нибудь слышали об этом цветке и все ли его видели?

В повествовании «Золотой луг» вам впервые встретятся слова, которые пока еще незнакомы. Давайте не окладывая, сразу выясним их значение и запомним, что они означают, чтобы все для вас в рассказе было ясно. Например, промысел – это занятие человека, а именно – добывание чего-нибудь или создание каких-либо предметов. Какое занятие описывается М. Пришвиным в рассказе? Каким промыслом были заняты ребята в лесу, что дети могли искать и добывать там? Понятие «Идти в пяту» означает – идти друг за дружкой, или «след в след». А действие «Фукать» в старинном русском языке значит «дуть». Попробуйте-ка сами подуть, издавая при этом характерный звук «фу».

Садитесь поудобнее и готовьтесь слушать очень внимательно.

Чтение произведения Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Далее все делают дыхательное упражнение, которое называется «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – Закачался наш цветок. Сильный ветер дует – Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки «одуванчиков» из бумаги, стараясь применить различную силу, и наблюдают за амплитудой движения лепестков, оценивая ее по простейшей шкале «слабо-средне-сильно»)

Белым шариком пушистым Красовался в поле чистом. На него подуй слегка, Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку, которая обозначает отцветший одуванчик, не раздувая щек.)

Вопросы по содержанию произведения М. Пришвина:

1. Какая игра и развлечение с одуванчиками была у двух братьев? 2. Где жили братья, в деревне или в городе? 3. Каким, какого цвета, был луг ранним утром? А в полдень и вечером? 4. С чем писатель сравнивает лепестки цветка одуванчик? 5. Почему это обычное растение стало для ребят из рассказа таким интересным цветком? 6. Как вы считаете, почему Пришвин назвал свой короткий рассказ именно «Золотой луг»? Может быть, его можно назвать по-другому? Придумайте свои названия.

Физкультурная минутка, называемая «Делаем, как Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Все детки приседают, потом медленно встают во весь рост)

Стебель тоненький, как пальчик. (Все вытягиваются, поднимая руки вверх). Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются во все стороны)

На поляну налетит, всё вокруг зашелестит. (Дети говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика пылинки Разлетятся хороводом (Дети и воспитатель берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом (Все поднимают руки и расставляют их в стороны).

Беседа о цветке одуванчик

Одуванчики – это весеннее растение, которые сразу после мать-и-мачехи появляются в мае, похожие на желтые звездочки в молодой зеленой травке. Утром по ковру цветущих одуванчиков можно легко узнать правильное время. Летом в 5-6 часов утра встает солнце, и одуванчики ему навстречу раскрывают свои головки. А вечером желтые «огоньки» гаснут, так как лепестки цветка закрываются. Цветы так любят солнце и теплый солнечный свет, что не отводят от него своего взгляда и поворачивают вслед за ним головки-цветки. Однако, не все лето одуванчики остаются желтыми, похожими на яркие солнышки. Проходят дни, растение растет, и золотые лепесточки постепенно сменяются белыми пушинками-пылинками. Это семена одуванчика. Как подует ветерок, так и разлетаются легкие семена растения на большие расстояния во все стороны. Они падают на землю и после дождичка быстро прорастают. Так появляются молодые цветочки-одуванчики.

Цветы одуванчики не только яркие и очень красивые, их также можно назвать лекарственными растениями. А лекарственным растение называется тогда, когда его можно использовать в медицине для излечения от разных болезней. К примеру, для избавления от сильного кашля и улучшения аппетита часто используют листья или корни нашего одуванчика.

А из распустившихся цветков одуванчика можно варить очень вкусное и необычное варенье. Оно получается ярко-желтым и ароматным. Но не только люди пользуются цветками одуванчика. К цветущим одуванчикам прилетают разные насекомые: пчелы, мухи, шмели, жучки, бабочки. Они с удовольствием поедают сладкий нектар в цветках. Шмели и пчелы потом из него приготавливают одуванчиковый мед – очень полезный и вкусный.

Давайте не будем рвать одуванчики зря на полянках и сохраним их красоту. Пчелки и другие насекомые поблагодарят нас за то, что оставили и сберегли для них эти цветы. Лучше мы все будем любоваться красотой солнечных одуванчиков, да и других растений, как умел это делать и описывать Михаил Пришвин. Дети, вам еще предстоит узнать многие его произведения, и в каждом из них вы увидите только удивительное и прекрасное в природе. В рассказах писателя она становится живой и одухотворенной. Одуванчики, как и вы, засыпают вечером и просыпаются ранним утром, деревья в лесу умеют шептать и разговаривать, все зверушки и птицы переговариваются между собой, а грибы, точно богатыри из старинных былин, выбиваются из-под листьев на земле и показывают свою стать.

Но не только любоваться, наслаждаться природой и видеть ее красоту призывает всех читателей Михаил Михайлович Пришвин. Он убеждает нас также и защищать ее. Герои рассказов писателя никогда не обижают слабых и беззащитных. Напротив, они оберегают и защищают их. Например, в рассказе «Лягушонок» сильный человек спасает лягушонка, в «Журке» - выращивает журавля, а в произведении «Хромка» лечит больную и хромую утку.

А сейчас наше занятие подошло к концу. В нашу библиотечку я поставлю книжку с рассказами писателя Михаила Михайловича Пришвина, и вы всегда сможете посмотреть иллюстрации и картинки к его рассказам, а также можете взять домой, чтобы вам почитали родители.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Мойдодыр» Программное содержание: создать обстановку радостной встречи с героем знакомой сказки; -закреплять знания детей о предметах личной гигиены,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе ДОУ в форме игры «Книжный десант»Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе ДОУ в форме игры «Книжный десант» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе ДОУ. Калмыкова Татьяна Конспект НОД по ознакомлению с художественной.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора в средней группе «В гости к Агафьи». Программное содержание: Познакомить детей с жанровым разнообразием малых русских фольклорных форм (песенки, потешки,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по рассказу Е. Чарушина «Про зайчат» в средней группе Цели: 1. познакомить с произведением Е. Чарушина «Про зайчат»; 2. обогащение словаря: «сосунки», «кормилица»; 3. обратить внимание детей.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «К. Чуковский «Цыпленок» Задачи: 1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. 2. Упражнять в подборе прилагательных.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Викторина по сказкам» Программное содержание: обобщить знания детей о сказках; совершенствовать коммуникативные функции речи; активизировать творческий потенциал.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Путешествие в мир сказок и стихов»Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Путешествие в мир сказок и стихов» Управление образования городского округа Саранск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116 комбинированного.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Поможем поросятам» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во 2-й младшей группе на тему: «Поможем поросятам» Программное.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Конспект занятия в старшей группе: Ознакомление с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Разработала : воспитатель МБДОУ.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «О. В. Осеева «Волшебная иголочка» НОД по ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Волшебная иголочка» В. А. Осеевой. Возрастная группа: старшая. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Золотой луг»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 16:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Золотой луг»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД