Ольга Щеглова
Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе на тему «Звук и буква»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук и буква»
Цель:
- продолжать учить выделять первый гласный звук в словах; закрепить понятие «гласные звуки»; угадывать звуки по их артикуляции; учить детей выполнять задания.
Задачи:
-закрепить понятие и отличие – «звук», «буква»; упражнять в словообразовании; продолжать развивать умение подбирать слово на заданный звук; способствовать развитию внимания; воображения; мелкой моторики; учить детей давать полный ответ; развивать диалогическую и монологическую форму речи.
Публикация «Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе на тему „Звук и буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание участвовать в совместной деятельности, помогая друг другу.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие :
- способствовать овладению речью, как средством общения и культуры;
- способствовать обогащению активного словаря;
- развивать связную, грамматически-правильную речь.
Познавательное развитие :
- развивать интерес детей к образовательной деятельности, их любознательность, познавательную мотивацию.
Социально-коммуникативное развитие :
- способствовать усвоению норм, принятых в обществе, включая нравственные ценности;
- создать условия для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развивать социальный интеллект и эмоциональную отзывчивость.
Физическое развитие :
- способствовать развитию двигательной деятельности.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок; речевые игры; рассматривание картинок с буквами, беседа, изучение гласных звуков ;
Оснащение: зеркала (по количеству детей), салфетки, ноутбук, мяч, карандаши, тетради.
Используемые методы и приё мы:
- словесные (вопросы, загадки);
- наглядный (ТСО);
- практический (игровая деятельность).
Ход занятия:
Л: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются)
Л: А пришли они к нам, чтобы мы научили их разбираться в звуках и буквах. Но что бы у нас с вами все получилось, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала и начинаем выполнять. (Улыбка, трубочка, вкусное варенье, заборчик, чашечка, блинчик, и т. д.)
- После выполнения задания. Отлично!
1. Игра «Угадай, что звучит» (с закрытыми глазами) Сдайд2
- музыкальные звуки (бубен, колокольчик)
- бытовые звуки (шуршит пакет, смятая бумага)
Л: Что вы сейчас услышали?
- Ответы детей (Звуки)
Л: А какие еще звуки вы знаете?
Л:Как шипит змея? Ш-ш-ш
Л:Как рычит тигр? Р-р-р
Л: Как жужжит жук? Ж-ж-ж
Л: Как воет волк? У-у-у
Л:Как поет комар? З-з-з
Л:Что мы сейчас делали?
- Ответы детей (произносили звуки)
Л: Как вы понимаете, что такое звук?
- Ответы детей (все то, что мы слышим и произносим)
Л: Все что нас окружает, издает звуки и человек произносит звуки, например мама укачивает ребенка а-а-а, когда больно мы произносим ой-ой-ой, испугались ай-ай-ай.
Л: Молодцы!
2. Игра «Отгадай загадки»
Л: Ребята, отгадав загадки вы узнаете с помощью чего мы произносим звуки :
(Слайд)
1. Когда мы едим –они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят. (зубы)
2. Посильней ты их раздуй
На горячее подуй. (щеки)
3. Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (язык)
Л: Скажите, с помощью чего мы произносим звуки?
- Ответы детей (язык, губы, зыбы)
Л: А с помощью чего мы слышим звуки?
- Ответы детей (ушей)
Л: Молодцы!
Л: Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились ….буквы.
Л: Где собраны все буквы и расставлены в определенном порядке?
- Ответы детей (Алфавите) Слайд
Л: Чем отличаются звуки от букв?
- Ответы детей (звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем)
Л: Какие бывают звуки?
- Ответы детей (гласные и согласные)
Л: Что такое гласный звук?
- Ответы детей (звук, который поется)
Л:Какие звуки мы называем согласными?
- Ответы детей (звуки, которые встречают преграду)
Л: Каким цветом в слове мы изображаем гласный звук?
- Ответы детей (Красным)
Л: Согласный?
- Ответы детей (Синим)
Л : Молодцы!
3. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
Л: А сейчас я выключу свой голос, а вы постарайтесь определить, какой звук я хотела произнести. Если вы не знаете такого звука, то нужно нахмуриться, если знаете произнести его. (Дети выполняют задание)
4. Физминутка
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова –это два.
Руки вниз, вперед смотри –это три.
Руки в сторону пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять- это пять.
Всем ребятам тихо сесть- это шесть.
Дружно крикнуть надо всем –это семь.
А когда мы скажем –восемь.
Значит тишины попросим.
Л: Немного отдохнули и снова за работу!
Л: Теперь вы можете сесть на свои места.
5 .Определение гласного звука в словах.
Л: Перед вами лежат картинки, а под ними схемы. Наше с вами задание, это определить место гласного звука и закрасить квадрат нужным цветом.
Л: Каким цветом мы отмечаем гласные звуки?
-Ответы детей (Красным.) (Дети выполняют задание). Слайд
Л: Отлично!
6. Пальчиковая гимнастика (Слайд)
Дружно пальчики сгибаем
Крепко кулачки сжимаем
1,2,3,4,5 –начинаем разгибать
Пальцы вытянулись дружно
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто сожмет себя быстрее?
7. Игра «Подбери картинку» (Слайд)
Л: Я зачитываю вам текст, а вы попробуйте продолжить предложения используя картинки на экране:
На крыше дома стоит:…. (антенна)
Аня рисует красками в ….(альбоме)
На дереве поселился (аист)
Мама купила вкусный ….(апельсин)
На бахче вырос круглый ….(арбуз)
Маленькие рыбки живут в (аквариум)
В море плаваем зубастая ….(акула)
Л: Что общего у всех этих слов?
- Ответы детей (Они все начинаются на букву А)
8. Игра «Придумай слово»
Л: Тот,кому я брошу мяч и назову букву, называет слово начинающееся с этой буквы. Например:
-Улитка, первый звук У. (Выполнение задания)
Л: Молодцы! Вы отлично справились со всеми поставленными задачами.
Итог:
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вам показалось трудным при выполнении заданий?
- Что больше всего понравилось?