Наталья Сейбель
Конспект ОД по обучению детей элементам грамоты в средней группе комбинированной направленности на тему «Звук [У], буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей чётко произносить звук [у] и выделять первый звук [у] в словах.
Задачи:
1. Учить детей выделять слова со звуком [у] в стихах.
2. Развивать фонематический слух, память, мелкую моторику.
3. Воспитывать любознательность.
Оборудование: картинки: улыбка, утро, улитка, ум, удочка, улей, удача, утюг, узел, урок, ученик, учебник, утка.
Ход:
Организационный момент:
Знакомство со звуком [у]
Ребята, послушайте загадку и назовите первый звук в отгадке.
Он, конечно, очень нужен,
Публикация «Конспект ОД по обучению детей элементам грамоты в средней группе комбинированной направленности на тему „Звук [У], буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Без него нам всем никак.
По одежде плавно кружит,
Остроносый агрегат. (Утюг)
Логопед показывает детям перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [у] : когда мы произносим звук [у], то:
— губки — «в трубочке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на гор-лышке).
Дети правильно произносят звук [у] перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Делают упражнение для губ «Утёнок»
Будто у утяток клювы,
Выпятить сумею губы.
*Выпятить губы, растянутые, как будто в улыбке.
* Удерживать: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Логопед объясняет: звук [у] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [у] : самолётик летит…
Основная часть:
- Послушайте сказку о Весёлом язычке.
«Язычку понравилась песенка самолётика - [у] и он захотел её спеть. Выпятил губы вперё д и звонким голосом запел: «у - у - у».
- Давайте споём все вместе эту песенку. (дети поют)
- А теперь мы представим, что сели в самолёт и взлетаем высоко на гору и споём песенку [у] долго. Для этого нужно сделать глубокий вдох и длительный выдох.
А теперь мы спустимся на самолёте с нашей высокой горы быстрее и споём песенку [у] при коротком выдохе и голос наш быстро обрывается. Звук [у] получается короткий.
Этот звук можно петь, тянуть, легко говорить. А самое главное мы его не видим, а слышим и говорим.
Давайте выучим чистоговорку
У-у-у — ротик клювиком тяну;
У-у-у — хорошо сижу;
У-у-у — песенку тяну.
- А теперь попробуем выделить звук [у] на слух.
Игра «Внимательные ушки»
Если вы услышали звук [у] – хлопните в ладоши.
Из ряда звуков : И, У, О, У, А, И, У, О, Ы, У, А, У, У…
Из ряда обратных слогов: ух, ох, уп, ам, ук, им, ан, ун, ук, уа, ау…
Из ряда слов: улыбка, утро, улитка, ум, удочка, улей, удача, утюг, узел, урок, ученик, учебник, утка.
- Молодцы, ребята!
- А теперь надо услышать и запомнить все слова со звуком [у] в стихотворениях, а потом назвать их.
1. «У» две удочки взяла
И на пруд с утра пошла.
Долго с удочкой сидела,
Карасей поймать хотела.
Только рыба не ловилась.
«У» ужасно рассердилась! (называют слова)
2. Удод покрасил пёрышки,
Расправил хохолок:
«Куда ты собираешься?
Скажи-ка нам, дружок».
«Утром утка заходила
Да на ужин пригласила». (называют слова)
- Хорошо, справились.
- А теперь мы посмотрим на букву «У»
Ребята, букву мы видим и пишем.
(демонстрация печатной буквы «У»)
Буква «У» нам нравится,
Хоть совсем не улыбается.
- Напишем букву «У» в воздухе пальчиком, а затем выложим на столе с помощью счётных палочек. (дети выполняют)
- Молодцы!
Динамическая пауза.
Игра «Делай, как я!»
- У!- со мною вместе пойте.
- У! – споём мы высоко.
- У! – протянем низко.
- У…- как будто далеко.
- У… - мы слышим близко.
- У! - шепнём.
- У! – крикнем звонко.
- У,- тихонько.
- У!- так громко!
Все теперь мы будем знать:
Вот как может. «У» звучать!
Пальчиковая гимнастика ( Показать три пальца вверх: большой, указательный и средний, а безымянный и мизинчик зажать в кулачке)
«У» - сучок
В любом лесу
Ты увидишь букву «У»
Заключительная часть:
Давайте вклеим в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука [у].
Игра с картинками «Раз, два, три» (для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук [у])
-Ребята, надо назвать только те картинки, которые я покажу и точно в таком же порядке. Затем поочерёдно покажу три картинки из восьми – девяти, произнося только «Раз, два, три» Вы должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно выделяете звук [у].
Рефлексия.
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [у]?
- Чем отличается звук от буквы?