Ольга
НОД для детей разновозрастной логопедической группы 5–7 лет «В гостях у хозяюшки. Звук [Н] и буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цели:
1. Познакомить детей с предметом старинной русской утвари- чугунком.
2. Сформировать знания о механизме образования звука [ н], его акустических особенностях.
3. Познакомить детей с буквой Н.
4. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
5. Развивать словарный запас у детей.
6. Уточнить кинестетические ощущения на артикуляционный образ звука [Н] .
7. Развивать слуховое внимание, слуховую память, слуховое восприятие.
8. Развитие пальчиковой моторики.
Темочки:
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
9. Воспитывать у детей интерес, уважение к традициям, предметам древней Руси.
10. Формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения.
Материал. Чугунок, мешочек с крупами (манка, пшено, рис, греча, деревянные ложки, чугунки, сделанные из картона, зеркала, квадраты- синие и красные для звукового анализа, буква Н, «шуточная» буква, маслёнка, солонка, сахарница, дорожка, игрушки- банан, лимон.
Предварительная работа: Чтение сказки братьев Гримм «Горшок каши».
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, я очень рада вас видеть. А вы рады встрече со мной?
Тогда отобразите это на своём лице. (Артикуляционное упражнение «Улыбка»).
Я- хозяюшка русской избы. Хотите пойти ко мне в гости? Для этого нам нужно открыть ворота домика.
2. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
На поляне дом стоит( «Дом»)
Ну, а к дому путь закрыт («Ворота закрыты»).
Мы ворота открываем («Ворота открыты»).
В этот домик приглашаем («Дом»).
Вы в русской избе. Что вы видите? Какие предметы старины?
Садитесь на лавочку, и послушайте меня.
3. Рассказ логопеда о чугунке.
Совсем недавно мы с вами прочитали сказку про волшебный горшочек, который варил каши столько, сколько душе угодно.
Сегодня я покажу вам ещё одну кухонную посуду, которую люди давно на Руси использовали для приготовления пищи. (Показывает настоящий чугунок). Может кто-то из вас знает, как называется эта посуда? Как вы думаете, почему чугунку дали такое название?
Чугунок назвали так, потому, что он сделан из чугуна. Чугун –это прочный и жаростойкий металл. А как, выдумаеате, что в чугунке можно приготовить (дети перечисляют).
Его ставят в печь, подхватив ухватом. Еда, приготовленная в чугунке становилась необычайно вкусной. Чугунки были разные по размеру, это зависело от того, сколько человек было в семье, какую пищу готовили в них. Если семья была большая, суп готовили в большом чугунке. Кто мне подскажет, как он назывался (чугун). А если надо было приготовить совсем немного чего-либо, то использовали маленький чугунок. Как он назывался? (чугуночек). Давайте ещё раз проговорим эти слова: чугун, чугунок, чугуночек.
4. Объявление темы занятия.
(Логопед обращает внимание детей на то, что в чугунке, что-то лежит. Достаёт из него мешочки с крупами).
Логопед : Какие крупы находятся в мешочках? (Дети называют названия круп). Я сейчас ещё раз произнесу названия этих круп, а вы внимательно послушайте и скажите, какой один и тот же звук встречается в названии этих круп? (произносит названия круп, утрированно выделяя звук [Н].
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой Н, а поэтому кашу в чугунке сварим только из тех круп, в названии которых есть звук [Н]. Какие крупы высыпаем в чугунок? (Дети называют крупы и сами высыпают их в чугунок). Крупу перемешаем большой ложкой, которая сделана из чего? (из дерева). Значит она какая? (деревянная). Есть ли в слове «деревянная» наш новый звук Н? (дети вслушиваются в слово, отвечают). Как вы думаете, что надо добавить ещё в чугунок, чтобы каша получилась вкусная? (молоко). А если мы не добавим молока, что произойдёт? (детирассуждают, высказывают своё мнение). Кроме молока в кашу добавляют ещё что? (сахар, соль, масло). А соль хранится в чём? (в солонке). А сахар в чём? (в сахарнице).А масло в чём? (в маслёнке). В словах «солонка», «сахарница», «маслёнка» есть новый звук [н]? (ответы детей).
5. Развитие фонематического слуха.
- Пока мы не унесли наш чугунок на кухню поиграем в игру «Чугунок передавай, слова со звуком [н] называй (дети передают чугунок по кругу и придумывают слова со звуком [Н].
Сейчас мы отнесём чугунок на кухню, а повара сварят нам замечательную, вкусную кашу.
6. Анализ артикуляции звука [Н ].
При произнесении звука[н] язык находится за верхними зубами. Звук [н]- согласный, звонкий, твёрдый, и мягкий.
7. Знакомство с буквой Н.
Звук [н] обозначается буквой Н. (показ традиционной буквы Н)
-На что она похожа?
-Сколько длинных палочек(2).
-Сколько коротких(1).
8. Написание буквы Н в воздухе.
9. Рассматривание «шуточной» буквы Н. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «На букве Н я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки».
10 .Пение с детьми песни «Вместе весело шагать по просторам» с элементами логоритмики. Проводится игра «Пройди по счастливой тропинке».
11. Звуковой анализ и синтез.
У нашего чугунка есть братья- чугунки.
Какое настроение у первого братца чугунка? (Весёлое). Изобразите такое же настроение у себя на лице? Весёлый чугунок сочинил весёлую рифмовку. Послушайте её и продолжите. Ан-ан-ан- вкусный банан. Сколько звуков в слоге ан? Какой первый звук([А]) Какой квадратик вы возьмёте? (Красный). Какой второй звук? ([н]). Какой квадратик вы возьмёте? Вставьте слог ан в шапочку весёлому чугунку.
Какое настроение у следующего чугунка? (грустное). Отобразите это на своём лице. Грустный чугунок тоже сочинил рифмовку. Кто продолжит её? Он-он-он-кислый лимон. Сколько звуков в слоге он? Какой первый звук? ([О]). Какой квадратик вы возьмёте? (Красный). Какой второй звук([н ]).Вставим слог он в шапочку грустному чугунку. Что хотел отобразить на своём лице следующий чугунок? (удивление, вопрос). Отобразите это на своём лице. Продолжите рифмовку, она содержит в себе вопрос: но-но-но- мы пойдём в кино? Анализ слога но. Слог но вставляется в шапочку.
12. Заключительная часть.
Наша каша, наверное, сварилась. Давайте,придумаем название нашей каше, чтобы в нём был наш новый звук [Н ] (вкуснятина).
Русский народ сочинил много пословиц о каше. Давайте назовём их.
-Кашу маслом не испортишь.
-Вкусная каша-матушка наша.
-Хороша кашка, да мала чашка.
13. Итоги занятия. С каким звуком мы познакомились на занятии?
14. Дома сделать из манки букву Н.