Татьяна Бутова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомление детей со звуком [ж] и буквой Жж.
Задачи:
1. Образовательные:
-учить выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
-познакомить с характеристикой звука [ж. ]
2. Развивающие:
-развивать фонематический слух и внимание.
3. Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки, тетради, ручки, простые карандаши; загадка; пособие «Слоговая ромашка», цветы со слогами.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Собрались все дети вкруг.
Ты той друг и я твой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Будем мы сейчас опять
Звуки, буквы изучать,
И друг другу не мешать.
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель.
Но сначала я расскажу вам сказку.
В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся?
Правильно, Ж.
Сегодня мы познакомимся со звукомIж I и буквой Ж. Нас ожидает много нового и интересного.
3. Характеристика звука IжI.
Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: при произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель :Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко работает.
Воспитатель: Если горлышко работает, значит звук [ж] звонки А еще звук [ж] всегда твердый. Дети, дайте полную характеристику звука [ж].
Дет :Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
4. Игра «Будь внимателен».
Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж].
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
4. Упражнение на развитие внимания «Где спрятался звук».
Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно
по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж] : в начале, в середине или в конце слова?
Слова (жираф, жук, ёж, жезл, снежинка, жёлудь).
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
5. Физ. минутка.
Воспитатель: Встаньте в круг, отдохнем:
В детский сад к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
6. Знакомство с буквой Ж.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
- Нет, мы видим и пишем буквы.
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
Жук принёс нам эту букву.
С каких элементов состоит эта буква?
Покажите, где она находится в алфавите?
Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Ж.
7. Работа в тетрадях.
Дети выполняют штриховку буквы Ж.
Воспитатель: напишем букву Ж в воздухе пальцем. А сейчас напишите букву Ж в тетрадях.
8. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка».
Две сороконожки
Бежали по дорожке,
Бежали, бежали,
Друг дружку повстречали,
Так обнимали,
Так обнимали,
Что мы их ели разняли.
9. Работа с пособием «Слоговая ромашка».
Жук знает, как жужжит звук ж, а сейчас он хочет послушать, как может звучать звук I ЖI в сочетании с гласными звуками. Дети читают слоги: жа, жо, жу, же, жи.
10. Звуковой анализ слова ЖУК.
Жук принёс карточки с буквами и просит составить из них слово.
Сколько слогов в этом слове?
Сколько гласных звуков?
Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
У-ГЛАСНЫЙ
К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.
11. Составление слов из слогов. Игра «Напои жука нектаром».
(На доске изображения цветов со слогами в центре).
Воспитатель: наш жук проголодался. Ребята, вы не знаете чем его можно накормить? (Дети вспоминают, что насекомые питаются пыльцой и нектаром). Каждый из вас сможет напоить жука нектаром и накормить пыльцой, если составит слова из слогов, находящихся в серединке каждого цветка.
Дети пересаживают жучка с цветка на цветок – составляют и читают слова: лужа, кожа, сажа, жаба.
12. Итог занятия.
Жук подкрепился, остался, вами доволен, ему пора дальше в путь.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?