Лариса Сидоренко
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей 5–6 и 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт
по самообразованию
на тему
детей 5 – 6 и 6 – 7 лет»
2018-2019 учебный год я работала над темой по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие связной речи детей 5–6 и 6–7 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины;
-составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими
событиями;
-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю первый год.
Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Работу я начала по следующим направлениям:
-изучение литературы,
-работа над созданием развивающей среды,
-занятия с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Изучила соответствующую литературу по данной теме:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М. Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.
Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
Шукейло В. А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009г. – 96 с.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010г.
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.
Посетила открытые занятия коллег, слушала выступления на семинарах, консультациях, педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи.
Оформила центр речевого развития детей.
Изготовила и внесла:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?», «Назови слова», «Употребление предлогов»
- дидактические пособия («Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
книги:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки»,
картотеки пословиц, поговорок.
Велась работа с родителями:
Памятки для родителей по обучению связной речи.
Консультации:
- «Портрет будущего первоклассника».
- «Как избежать школьных неудач».
Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
Мною много времени уделялось составлению рассказов по сюжетным картинкам:
Это рассказы:
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
Разгадыванию логических загадок.
Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей
1. Пальчиковая гимнастика (развитие речи через мелкую моторику)
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Словесные дидактические игры.
Большое внимание уделяла работе над звукопроизношением детей.
Проводила фонетические зарядки. В центр речевого развития внесла картинки на звуки «б», «ч», «л», «ф», «в», «г», «к»
Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали, сочиняли сказки, используя мнемосхемы,
Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу.
И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:
-знание особенностей развития детей, их специфику,
-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,
-способствовать овладению необходимыми навыками.
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области (познавательно – речевое развитие).