Ирина Карабчукова
Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, а так же - грамматически правильно. Это так сказать, задача на перспективу, это то, чего мы должны достичь с нашими воспитанниками к концу дошкольного обучения (целевые ориентиры).
Публикация «Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей не только с общим недоразвитием речи, но и с и задержкой психического развития. В основе этих нарушений - минимальная мозговая дисфункция (ММД). Дети с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР, ЗИР) страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных (познавательных) функций. Поэтому у наших воспитанников наравне с произносительной стороной речи страдает и планирующая, «внутренняя» речь.
В настоящее время недостаточно раскрыто влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями. Я заинтересовалась вопросами влияния методов арт-терапии на связную речь дошкольника. Использование методов изотерапии как составляющую часть арт-терапии, позволяют развивать связную речь у дошкольников с ОВЗ с творческой точки зрения. Рисование напрямую связано с развитием зрения, двигательной координации, речи, мышления. Изотерапия не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой в творческом процессе.
В своей практике я применяю несколько арт-терапевтических методов в развитии связной речи:
- рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка – прием работы над связной речью детей.
- рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.
Сегодня я хочу представить использование элементов второго метода. Это очень простые приемы. И я уверена, уважаемые коллеги, что и Вы тоже используете их в своей практике. Но, хочу подчеркнуть, что только целенаправленное и систематическое применение какого-либо метода или элемента технологии (в дошкольном детстве - здоровьесберегающих технологий. Арт-терапия, к таковым и относится, поможет нам достигнуть определенного позитивного развивающего и творческого результата в работе с детьми с ОВЗ.
При работе над лексической темой я часто пользуюсь сюжетными раскрасками для детей. Но мы не просто раскрашиваем изображение, развивая графомоторные навыки и закрепляя цвета. Мы еще и придумываем простые истории. Интересно, увлекательно и полезно (многофункциональное решение ряда коррекционно-развивающих задач).
Представляем Вам - «Грибные истории» (лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды. Старшая логопедическая группа)
1."Как ежик Тяпа грибы собирал»
Ежик Тяпа нашел гриб, но не смог его вытянуть потому, что гриб был большой, а ежик Тяпа был маленький. Тут прискакал Кузнечик и запрыгнул на шляпку Большого Гриба и сказал: «Давай тянуть вместе?». Тяпа согласился. И они стали тянуть гриб. Тянули, тянули, но не вытянули. Так они остались без ужина. (Руслан М).
2. Ежик Тяпа пошел в лес за грибами. Он нашел боровик. Боровик был большой. На грибе он увидел гусеницу и стрекозу. Они подружились друг с другом, а гриб они оставили. (Соня Г.)
3. Ежик Тяпа пошел в лес по грибы. Он увидел больших и сердитых мухоморов. Ежик Тяпа вспомнил, что это несъедобные грибы. Он испугался и убежал. (Антон С.)
4. Ежик Тяпа увидел в лесу сердитых мухоморов. Папа мухомор заругался на Тяпу: «Уходи отсюда!». Мама – мухомор сказала «Тут нельзя ходить. Тут мы живем!» Ежик сильно испугался, и солнышко тоже сильно испугалось. Тут пролетала мимо стрекоза. Она сказала: «Побежали Тяпа играть». И они убежали от сердитых мухоморов. (Саша К.)
Каждая работа приносит результат. Я очень радуюсь маленьким победам наших воспитанников! Будь то ярко раскрашенный рисунок или придуманный по этому рисунку рассказ, сказочная история, пусть и небольшая, но своя собственная!
Продолжение следует