Валентина Шарова
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель Георг Фридрих
Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Младший дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего. Ребенком продуктивно усваивается то, что затрагивает его эмоции, что интересно ему. Поэтому, главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувствительное познание, приобщение ребенка в значимую для него деятельность.
Исходя из выше сказанного, в 2017 – 2018 учебном году, тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники».
Цель: выявление влияния приёмов мнемотехники на речевое развитие младших дошкольников
Задачи:
Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках. Активизировать словарный запас.
Развивающие. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание. Грамматический строй речи, звуковую культуру.
Воспитательные. Формировать интерес к художественной культуре.
Первый этап самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу:
Агушова А. Г. Формирование грамматического строя речи. Мозаика – Синтез, Центр «Дошкольное детство», 2005
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. Издательский центр «Академия», Москва 2000
Бойко С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи. Издательство «КАРО», Сант – Петербург, 2005
Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.
Начала деятельность с детьми (3-4 лет) в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомила детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки». Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.
Для составления детьми коротких описательных рассказов составляла цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные».
При заучивании стихотворений рассматривали с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений.
На следующий учебный год планирую не давать готовые мнемотаблицы, а вместе с детьми создавать, придумывать их. Как равноправный партнер, помогать детям находить и выбирать наиболее удачные решения.
На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Они принимали участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Проводились индивидуальные консультации, беседы. Семьи воспитанников оформили семейные газеты «Речевое развитие».
В результате работы по теме: пополнение развивающей предметно - пространственной среды в группе; оформлены картотеки мнемотаблиц: «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихов для детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотаблицы для составления описательного рассказа».
При дальнейшей работе планирую использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.
Планирую продолжить работу в этом направлении, так как мнемотехника это эффективный способ развития личности ребенка.