Надежда Крайнова
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность ребенка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, тем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому на каждом своем занятии я провожу игры, в которых даны задания на освоение различных разделов речевого развития.
Публикация «Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать речь детей я начинаю с раннего возраста, для этого в своей работе с малышами начинаю использовать артикуляционную гимнастику, разнообразные пальчиковые игры, заучивание коротких стихов и потешек.
На следующем этапе мы с детьми составляем короткие описательные рассказы об игрушках. Так же обучаю детей умению вести диалог с педагогом, слушать и понимать вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая.
Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте совершенствование монологической речи. Для осуществления этой цели я использую в своей работе разные виды речевой деятельности. Это и пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях живой природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждение, речи – доказательство, речь – планирование, а также сочинение рассказов по картине, из личного опыта.
1. Чтобы на занятиях по составлению рассказа по сюжетной картине у детей не пропал интерес, я стараюсь его начинать с интересного задания: например, разгадывание мини-кроссворда, где отгадки – слова о героях картины, в ходе занятия так же использую другие словесные игры, повышающие активность работы, обязательно с детьми подводим итог занятия, где я интересуюсь о ком составляли рассказ, какие задания вызвали затруднения, а какие выполнились легко и что было интересней всего.
2. Пересказу литературных произведений принадлежит одна из главных ролей в формировании связной речи. Произведения для пересказа я подбираю доступные по размеру, чтобы каждое произведение учило ребенка чему-то полезному, развивало у детей нужные черты личности.
В процессе беседы после чтения произведения использую вопросы к детям, в том числе о выразительности речи. Значительное место занимают упражнения: индивидуальные или хоровые повторения фраз и слов, варианты произношений; выбор наиболее значительных или трудных отрывков. Я считаю, что очень полезно предлагать некоторым детям исправить или улучшить пересказ, повторить по-новому реплику, концовку или небольшой неудавшийся им отрывок. Хорошо подходит пересказ по ролям – дети его очень любят.
3. Очень любят дети и творческие рассказы. Если им предложить придумать рассказ или сказку, они всегда с радостью встречают такие предложения. Перед тем как дети начинают составлять рассказ я даю им установку: использовать слова и выражения, которые мы использовали в «тренировочных упражнениях». Данный прием позволяет детям подойти к выполнению задания более ответственно. Это игры на развитие внимания, памяти, восприятие, быстроты реакции, воображения, слухового внимания: «Тихое эхо», «Умное эхо», «Чья команда быстрее нарисует или соберет картинку», «Тренировка памяти».
4. Также огромное значение в развитии связной речи играет театрализованная деятельность.
В театрализованной игре формируется диалогическая эмоционально насыщенная речь. Очень любят дети брать на себя различные роли, особенно любят кукольный театр. Ведь в него невозможно играть молча: ребенок может стать и актером и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.
Таким образом, я считаю, что театрализованная деятельность – не просто игра, а прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развитие мышления, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Самое главное в нашей работе – обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образов, правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.