Светлана Хлебородова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из макарон. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
В своей работе я использую дидактические игры и пособия с пуговками и шнуровкой, молниями, бантиками, закручиванием и раскручиванием пробок от пластиковых бутылок.
А также традиционные и нетрадиционные способы рисования: а именно, рисование на манке, рисе, рисование пальчиками, ватными палочками, трафаретом.
Упражнения с прищепками. Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
Дидактические игры и пособия:
Цветные дорожки (пробки синего и красного цвета)
Цветные бантики (скрутить быстро бантики)
Заколдованные ботиночки (умение зашнуровывать обувь)
Молнии (расстегивание и застегивание молний)
Павлин (с прищепками)
Дополни предмет (тучки, зайчики, ежики, солнышки, божья коровка, цветок с прищепками)
Корзинка с цветами (застегивание и расстегивание пуговиц)
Гусеница (пуговицы, кнопки)
Рамки (застегивание пуговиц, кнопок)
Веселые карандаши (султанчики)
Накорми смешариков (фасоль, макароны и т. д.)
Помоги ежику (шнуровка)
Пульт управления
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.