Алеся Чаплыгина
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает свои потребности, свои чувства и переживания. В процессе развития речи он овладевает языком. И я поставила перед собой задачу – помочь детям развивать связную речь.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. Поэтому свою тему по самообразованию считаю актуальной и значимой во все времена.
2. Цель работы.
Целью моей работы по самообразованию в 2018 – 2019 учебном году было:
способствование созданию педагогических условий для развития связной речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольного возраста.
3. Решаемые задачи.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Повысить свой уровень знаний по выбранной теме путём изучения научно-методической литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Разработать дидактические пособия, планы конспектов, картотеки дидактических игр по выбранной теме;
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы и оформить в ней речевой уголок;
5. Привлечь родителей к активному участию в процессе формирования развития речи и культуры речевого общения детей.
4. Изученная литература. Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, что помогло выстроить собственную работу по речевому развитию.
Мною была изучена методическая литература по выбранной теме таких педагогов как Старжинская Н. С., Дубинина Д. Н. («Детская речь», «Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста», Белоус А. Н. («Учите детей познавать мир : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования», Брынзарей Ю. Г. («Педагогу об игре дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования», Ладутько Л. В. («Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», Панько Е. А. («Игра в жизни дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования»). Также тщательно изучила Учебную программу дошкольного образования. Разработала, оформила и изучила картотеки дидактических игр, конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов. Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на семинарах-практикумах, РМО и педагогических советах. помогло выстроить собственную работу по речевому развитию в процессе использования дидактических игр.
5. Проведённая работа по трё м направлениям: дети, педагоги, родители.
Работа с детьми. Для пополнения развивающей среды изготовила следующие дидактические пособия: «Чей хвост», «Найди отличия», «Варим суп», «Изучаем предлоги», «Живое – неживое», «Одним словом», «Кто что ест», «Четвертый лишний», «Поможем кукле Кате», «Антонимы», «Лото. Режим дня» и другие.
Все эти игры я включала как в специально организованную деятельность так и нерегламентированные виды деятельности, где для меня было важно побудить детей к речевому общению. Я предлагала детям совместные игры, при выполнении которых между ними возникали диалоги и монологи, оживлённые разговоры, ситуации сотрудничества. Так, например, в игре «Магазин игрушек» ребёнок-покупатель должен был описать игрушку, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать её.
В феврале с детьми провела развлечение с использованием дидактических игр «Вместе весело играть», где ребята показали достаточный уровень формирования коммуникативно-речевых умений, а именно: умение вести разговор со сверстниками при выполнении совместной деятельности (слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, рассуждать и обсуждать общие темы, согласовывать свои действия).
Таким образом, опыт использования дидактических игр в НОД и других видах деятельности способствовал развитию связной речи дошкольников и воспитанию личностных качеств, необходимых для успешного общения с окружающими.
Работа с педагогами.
Для педагогов разработала консультацию «Подвижная игра, как средство развития связной речи».
Считаю, что мой опыт вполне доступен и может быть полезен коллегам в реализации задач развития речи и культуры речевого общения путём эффективного использования дидактических игр и разработанных материалов.
Работа с родителями.
Разработала для родителей консультацию по теме «Роль дидактической игры в семье и в детском саду». Также подготовила для родителей памятки «Развитая речь – развитый ребёнок».
6. Практический выход. Авторские дидактические игры: «Личные предметы гигиены» и «Солнечный зайчик»(словесная).
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и в детском саду».
7. Перспективы. 1. Продолжить работу по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.
3. Изучить новинки методической литературы.