Екатерина Смирнова
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «. составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сезонные консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления и речи ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры).
Чаще всего работа проводится по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей : постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом
овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года — учит их отличать особенности его начала, середины и конца. Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условна можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей. Ознакомление детей с материалом по этим темам проходит параллельно и взаимосвязано.
Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, следует остановиться на работе воспитателя по обогащению и активизации их словаря. В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее:
отбор необходимого словарного материала;
правильность собственной речи;
создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.
Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на
других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.
Для развития связной речи очень важно умение составлять предложения разных типов. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому необходимо научить детей свободно пользоваться ими. Например, ребенок практически усваивает, что при раскрытии причины целесообразно употребить сложноподчиненное предложение с придаточным причины, при описании предмета — простое распространенное. Ориентируясь сначала на образец педагога, затем следуя его указаниям, дети постепенно подходят к самостоятельному построению фразы. В ходе наблюдений воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и показывает, как можно об этом сказать. Чтобы ребенок составил сложноподчиненное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить»; «Когда мороз, снег сухой и скрипит»; «Когда наступаешь на снег, обламываются лучики, хвостики снежинок»; «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»; «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголки»; «Когда наступает осень, листья спадают, это — листопад»; «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло». Все эти предложения, составленные или услышанные детьми во время наблюдений, постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.
Учитывая особенности возраста, воспитатель так же широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть, и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.
Примерные планы занятий, частью которых может быть дидактическая игра.
«Беседа о зиме» (план занятия в средней группе) :
1) рассматривание картины «Зимние развлечения», беседа по вопросам;
2) дидактическая игра «Найди картинку».
«Беседа об осени» (план занятия в старшей группе) :
1) беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;
2) дидактическая игра «Магазин «Фрукты, ягоды».
«Беседа о животных» (план занятия в подготовительной к школе группе) :
1) чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;
2) дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».
«О временах года» (план занятия в подготовительной к школе группе) :
1) дидактическая игра «Когда это бывает?»;
2) рассказы детей «Мое любимое время года».
К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи.
Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей. Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.
Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.
Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.