Татьяна Гераськина
ОД по развитию речи «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (в обработке В. Глоцера и Г. Снегирёва). Учить пересказывать её связно, последовательно.
Задачи:
1. Развитие свободного общения, компонентов устной речи: как грамматического строя, так и диалогической и монологической форм. 2. Развитие слуховое восприятия, слуховой памяти.
3. Развитие интонационной выразительности речи. Формирование активного словаря.
Публикация «ОД по развитию речи „Пересказ эскимосской сказки „Как лисичка бычка обидела“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корова, бычок. Литература, сказки, стихи для детей
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки народов Севера
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитание интереса к чтению художественной литературы, желания и умения слушать. Воспитание доброжелательности и любви к окружающему миру.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: маски героев сказки, презентация, ширма.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с жизнью эскимосов, рассматривание картинок, рассказ воспитателя о традициях и жизни эскимосов.
Ход ОД:
1. Вводная часть
-Сегодня я пригласила к нам гостей. Они очень хотели увидеть, какие вы сообразительные, умные и воспитанные дети.
Дети здороваются с гостями.
2. Проблемная ситуация
-Ребята, вчера мы с вами знакомились с жизнью эскимосов. Вчера вечером на мой адрес в интернете пришло письмо с далёкого севера. Пишут мне эскимосские ребята. Они, как и все дети, очень любят сказки. Недавно у них произошло очень радостное и вместе с тем, грустное событие. Хотите узнать -какое? Ребята побывали в театре, там они увидели русские народные сказки. Это их очень порадовало. Но, эскимосские ребята были огорчены тем, что они не увидели эскимосской сказки. «Ведь у нас очень много интересных сказок»- пишут мне они. - Не можете ли вы инсценировать хотя бы одну сказку нашего народа?»
-Ребята, как вы думаете, мы можем помочь? Можем справиться?
Если не попробуешь, никогда не узнаешь.
-Нам необходимо подготовиться
Психогимнастика
«Огонь – лёд»
Цель: коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.
По команде «огонь» - стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде «лёд» - дети застывают в позе, которую застала команда.
3. Основная часть
- Сегодня вы услышите и попробуете инсценировать чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела».
-Как вы представляете себе лисичку, опишите.
Слайд 1.
- Ребятки, а кто такой бычок? Как он выглядит?
- Вы рассказали о телёнке.
На слайде появляется изображение телёнка и исчезает, а вместо него появляется изображение рыбы.
- А есть ещё морская рыбка под названием «бычок».
Такие слова, у которых несколько значений называют многозначными.
Слайд 2
Дети рассматривают изображения рыб – бычков.
Рассказ воспитателя
Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
-Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?
Слайд 5
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Сказку о лисичке послушать не хотите ли?
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку вы запоминайте, чтоб потом пересказать и в театре показать!
1. Чтение сказки
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок,
Пучеглазый.
Бычок, бычок,
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
– А ты ему ничего не говорила?
– Сказала.
– Что ты ему сказала? – спросила лиса.
– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…
5. Беседа по сказке
-Где шла лиса?
-Кого она увидела?
- Ребятки, вспомните, какими словами обзывала лисичка бычка. (Пучеглазый, большеротый).
- Если лисичка называет бычка «пучеглазый», значит глаза у бычка какие? (Большие). А «большеротый», значит рот у бычка какой? (Большой).
- Если лисичка пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь.
Давайте споём лисичкину дразнилку вместе. А теперь пусть споёт …. ….)
- А какие обидные слова бычок сказал лисичке? («косматая», «глаза у тебя круглые»).
-Как вы думаете, обидно стало лисичке? Почему вы так решили?
-Куда лисичка побежала?
-Как её встретила мама лиса?
- Ребятки, вспомните, что потом мама-лиса сказала дочке?
- Вот и вы, ребятки, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же как лисичка из эскимосской сказки.
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других»
- Как вы думаете, подходят ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к данной сказке? Почему?
-Предлагаю немножко отдохнуть.
Физминутка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула.
Рыбка быстро уплыла.
6. Повторное чтение сказки.
- А теперь послушайте сказку ещё раз. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить, чтобы потом её пересказать и инсценировать для наших друзей.
7. Пересказ сказки
Пересказ сказки по частям. Двое детей пересказывают сказку, при этом одного рассказчика назначает воспитатель, а второго приглашает ребёнок, но должен сделать это вежливо: «Вика, хочешь рассказать эту сказку вместе со мной» - «Хочу. Спасибо».
Далее сказку пересказывает другая пара детей.
8. Драматизация сказки.
Предварительно напомнить действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки. И так далее.
Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: ""Ш-уууу, ш-уууу", – набегает волна и отступает.
–. Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки. "Шуршим, шуршим, шуршим", – шуршат камешки"
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
9. Рефлексия.
- Кто из героев сказки понравился вам больше всех?
-Что вам удалось легко? А что показалось трудным?
- Как вы думаете, получилось ли нам порадовать эскимосов?
- Согласны ли вы с концовкой сказки?
-Как бы вы закончили сказку?
Игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка,
Если это рыбочка – у неё улыбочка,
Если это рыба – у неё улыба,
Если это рыбина – у неё улыбина,
Если это рыбища – у неё улыбища.
- На этом занятие окончено, я желаю, чтобы на ваших лицах всегда были УЛЫБИЩА, и вы были настоящими, добрыми друзьями!
Заканчивая занятие, воспитатель отмечает успехи детей в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.