Светлана Сердобинцева
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антонимов. Развивать правильное речевое дыхание. Закреплять умение брать на себя роль персонажа сказки и выразительно выполнять ее.
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивающая среда : аромалампа; масло чабреца; сказка «У страха глаза велики»; шапочки бабки, внучки, курочки, мышки, зайца; ведра разного размера; яблоня; домик; мяч среднего размера.
Ход:
Перед занятием зажигаю аромалампу с ароматом чабреца для устранения рассеянности и усиления работоспособности детей.
Читаю детям сказку «У страха глаза велики». После прочтения задаю вопросы:
- Почему это произведение называется сказкой?
- Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
- О чем рассказывается в сказке?
- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра?
- Скажите, откуда брала воду бабушка?
- Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово "колода". Оно и понятно. Ушло слово "колода" из современной речи. Колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду - в колоде воды меньше, чем в колодце.
- А почему курочка берет из лужицы?
- А мышка - из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след?
- Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: "трё-ё-х, плё-ё-х!", а у внучки - "трех! плёх!"?
- Покажите, как идет бабушка и как идет внучка. А кто пробежится за курочку и за мышку?
- Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растет на огороде? Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверное, потому там зайка и сидел - пришел морковкой полакомиться.
- Кто первый испугался? Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а он уж кого испугал?
-Как обставлена изба, как вы думаете? Конечно, обязательно лавки да печка. Из сказки мы узнали, что и бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И неслучайно: лавка-то низенькая. Курочка взлетела на печку - на лежанку высокую. А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну конечно, с перепугу - рядом с бабушкой не так страшно. А кто почудился зайке? Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки - осмеять, осудить трусливых людей.
Читаю сказку еще раз. Потом прошу детей пересказать ее. Спрашиваю трех человек. После каждого пересказа дети анализируют ответы товарищей и дают оценку.
- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу, можно сказать о них. Какие они были? (пугливые, трусливые, испуганные).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу. (смелые, храбрые, мужественные).
- Какими словами можно сказать о медведе ласково? (медведюшко, мишенька)
- Как мы назовем большого, сильного волка? (волчище) А не очень большого, не сильного? (волчишка).
- А как лису назвать ласково? (лисонька, лисочка, лисичка-сестричка).
Игра «Скажи наоборот»
Дети становятся в круг. Бросаю ребристый мяч по очереди каждому ребенку и называю слова, ребенок должен придумать антоним к слову.
Большой – маленький
Толстый - тонкий
Широкий – узкий
Горький – сладкий
Твердый – мягкий
Белый – черный
Смеяться – плакать
Больной – здоровый
Говорить – молчать
Закрывать - открывать
Ложится – вставать.
После игры предлагаю детям разыграть сказку по ролям. Вызываю шесть детей и предлагаю им самостоятельно распределить роли. Предлагаю необходимые атрибуты для каждой роли. Обращаю внимание детей на выразительность выполнения каждой роли, чтобы каждый ребенок говорил свои слова так, чтобы мы сразу поняли, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
После драматизации проводится анализ.
Детям предлагается дома с помощью взрослых нарисовать картинки к сказке для организации выставки в группе.
Подводится итог.
Литература
О. С. Ушакова «занятия по развитию речи в детском саду»