Ольга Кочанова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы;
Задачи: формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа; обучение детей приемам планирования пересказа; активизация и обогащение словарного запаса; закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Ход занятия:
Орг. Момент:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
-Ребята, сели красиво, ножки прямые, спинки прямые, глазки смотрят на меня, ушки внимательно слушают меня.
Развитие произвольного зрительного внимания.
На доске вывешены предметные картинки: пылесос, микроволновка, утюг, телевизор, холодильник.
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Картинки, перечисляют)
-Как можно назвать эти картинки одним словом? (Бытовые приборы, электроприборы)
-Для чего они нам нужны? (Они помогают нам в жизни)
-Правильно. Молодцы.
Подготовка к восприятию текста:
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит в группу куклу.
-Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Это кукла Катя. Поздоровайтесь с ней.
-Ребята, по-моему кукла Катя чем-то расстроена. Давайте узнаем, чем она расстроена.
-Кукла Катя расскажи нам, что случилось?
- (Вчера я постирала платье, хотела одеть на день рождения моей подружки, но утром я увидела, что оно не такое красивое, как было вчера) Воспитатель показывает детям платье.
-(Не знаю, что случилось с моим платьем. Ребята, может вы подскажете, почему платье не такое красивое как вчера? (От стирки платье помялось)
-Ребята, чем можно помочь кукле Кате? (Погладить ее платье и оно снова станет красивым).
-А каким из этих электроприборов можно погладить платье? (Утюгом)
-Правильно, ребята. Белье после стирки хоть и чистое, но помятое, чтобы его погладить нужен утюг.
Воспитатель убирает с доски картинки, оставляет только картинку утюга.
-Утюг - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды. Послушайте стихотворение про утюг:
Электрический утюг-
Для белья надежный друг.
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Остается нам, ребята
Любоваться результатом:
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым!
-Вот какой полезный и нужный предмет – электрический утюг.
-Ребята, а хотите послушать сказку о том, как утюг помог платью?
Чтение сказки :
Воспитатель читает сказку.
Беседа по содержанию:
-Понравилась вам сказка?
- Почему, текст который я вам прочитала называется сказкой?
-О чем говориться в этой сказке? (О платье и об утюге)
-Что случилось с платьем? (Платье было расстроено, потому что у нее были морщины и складки)
-Как они появились? (ее постирали и оно помялось)
-Кто постирал платье? (платье постирала хозяйка)
-Куда хозяйка хотела пойти в этом платье? (она хотела пойти в этом платье на танцы)
-Кто успокоил платье? (платье успокоил утюг)
-Как он успокоил платье? Что сказал? (Что поможет ей, приведет в порядок, разгладит все морщинки и складки)
-Согласилось ли платье на предложение утюга? (нет)
-Чего испугалось платье? (Того что утюг раскаленный и сожжет ее)
-Правильно, ребята платье испугалось того, что утюг сожжет тонкую материю.
-Что сказал утюг в ответ платью? (Что у него есть специальный переключатель, который регулирует температуру и не причинит вред платью.
Словарная работа:
-Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова». В этой сказке много трудных слов. Нам надо узнать значение этих слов.
-Ребята, как вы думаете, что такое материя? (это материал, из которого сшита вещь)
-Что такое переключатель? (Это кнопки, с помощью которых устанавливается нужная температура.)
Воспитатель вносит электрический утюг показывает кнопки переключения.
-Ребята, а как вы думаете, что такое устройство подачи пара? (Место откуда выходит пар)
-А, как вы понимаете слово регулировать? (Устанавливать, менять, настраивать)
-Давайте скажем вместе эти трудные слова. (Повторяют слова вместе с воспитателем)
-Вот так устроены современные утюги. Их можно регулировать и гладить белье даже из самых разных материалов. Даже есть утюги без шнура. Может у кого-то жома есть такой утюг?
Игра «Подбор признаков»
-Ребята, а каким может быть платье? (красивое, яркое, длинное, короткое, пышное, летнее, зимнее, вечернее, бальное….)
-А каким может быть утюг? (старый, тяжелый, раскаленный, горячий, паровой, железный….)
Физминутка.
По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк-
Превратится еж в клубок.
Повторное чтение текста:
-Ребята, я прочитаю сказку еще раз, а вы внимательно послушайте и постарайтесь ее запомнить.
Воспитатель читает текст.
Составление графического плана рассказа :
-Ребята, что нам помогает пересказать текст? (Схема)
-Давайте вспомним с чего начиналась сказка (Платье постирали и оно помялось)
-Как мы можем обозначить это на схеме?
-Посмотрите, как я нарисовала это на схеме? Воспитатель показывает схему.
-О чем рассказывается дальше в сказке? (О том, что утюг решил помочь платью)
-Как можно обозначить это на схеме?
Воспитатель последовательно вывешивает картинки - схемы на доску.
-Что случилось дальше? (платье испугалось, что утюг сожжет ее)
-Что сказал утюг платью?
-Как обозначим это на схеме?
-Вот мы составили схему рассказывания сказки. Теперь нам легче будет рассказывать текст?
Пересказ по графическому плану :
-Ребята, а сейчас мы попробуем с вами пересказать эту сказку. Пересказывать будем по цепочке, т. е. по одному предложению друг за другом.
Дети рассказывают сказку по цепочке. Затем рассказывают по одному.
Итог занятия :
-Ребята, чем мы сегодня занимались? (Пересказывали сказку, говорили об утюге.)
-Кто приходил к нам в гости?
-Чем помогли кукле Кате?
-Чему научились?
-Что запомнили?