елена мельник
Конспект ОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Осень. Пересказ русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Тема: «Осень. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
(с элементами драматизации
Цель: развитие связной речи у детей
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
-закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
Публикация «Конспект ОД по развитию связной речи в подготовительной группе „Осень, Пересказ русской народной сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
-закрепить умение синтаксически правильно строить предложения.
Развивающие :
-развивать внимание, память, логическое мышление, дыхание.
-развивать тактильную, обонятельную и осязательную чувствительность;
Речевые:
-закрепить навык составления предложений по мнемотаблице,
-продолжать формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;
Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей Глеба М, Катю Б. к комментированию ответов других детей.
Дидактический материал: интерактивная доска; листы с заданием «Овощи-фрукты» на каждого ребенка, красный и зеленый цветные карандаши для каждого ребенка; овощи и фрукты для игры «Узнай по вкусу», иллюстрации на экране к русской народной сказке «Мужик и медведь», маски медведя и мужика, подарки-сувениры для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин». Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», пересказ русской народной сказки «Репка», словарная работа
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент. (Логопед в костюме осени с корзиной листьев заходит в группу)
Логопед: Здравствуйте ребята!
Логопед: Вы меня узнали? Ответы детей
Логопед: Хотите отправиться со мной в путешествие? Ответы детей
Логопед:Тогда подходите ко мне, встаньте полукругом и повторяйте за мной слова.
***Дружно глазки закрываем,
Мы немного помечтаем.
Повертелись, покружились
И в гостях мы очутились.
(слайд № 1 ранняя осень)+радостная музыку
Звучит классическая музыка П. И. Чайковского «Сентябрь»
I. Основная часть:
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на экране? А какая осень?
Дети: (На экране изображена ранняя осень)
Логопед: Как вы догадались, какая осень изображена?
Дети: Ответы детей
Логопед: Подберите определения к слову осень (осень какая)
Дети: (разноцветная, золотая, радостная)
(слайд № 2 поздняя осень)+ грустная музыка
Звучит классическая музыка П. И. Чайковского «Ноябрь»
Логопед: А здесь что вы видите?
Дети: (На экране мы видим позднюю осень)
Как вы поняли, какая здесь осень изображена?
Ребята, подберите определения (какая осень?
Дети: (холодная, грустная, унылая)
Логопед: Молодцы хорошие определения подобрали.
Проходите, садитесь на стульчики, посмотрите на экран, мы будем составить предложения по мнемотаблице. (слайд № 3)
Логопед:- Какие осадки характерны для осени?
Дети: (Осенью часто идут дожди.) (Слайд № 4)
Логопед:- Какой становится продолжительность дня?
Дети: (День становится короче, а ночь длиннее) (Слайд № 5)
Логопед:- Какие изменения происходят осенью с деревьями, и почему?
Дети: (Осенью листья желтеют и падают с деревьев)
Логопед: Как называется это явление?
Дети: Это явление называется листопад.
(Беру корзину с листьями) Ребята, давайте поиграем, встаньте возле меня полукругом, сделаем с вами Упражнение на дыхание «Осенний ветерок»
Посмотрите сколько у меня листьев в корзине, какие они? (красивые, разноцветные, желтые, багряные, резные) выберите для себя один листик представьте, что мы превратились в легкий осенний ветерок, и покажем как он дует. Встанем прямо, возьмем листочек, положим его на ладонь, поднесем к губам, сделаем вдох носом, вытянем губы трубочкой, подуем на листочек. (слайд № 7 листопад)
Логопед: Вот какой листопад получился.
Проходите на свои места, расскажите теперь о жизни животных осенью.
Логопед: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей осенью? (Слайд № 8)
Дети:(Все животные готовятся к зиме)
Логопед: Какой становится заяц и белка осенью? (Слайд № 9)
Дети: (Осенью заяц становится белый, а белочка серая)
Логопед: А кто же осенью засыпает? (слайд № 10)
Дети: (Осенью в лесу засыпают медведи, ежики, барсуки)
Логопед:Молодцы ребята правильно составили предложения.
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку:
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем,
Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.
(Слайд № 13)
Садитесь и посмотрите на экран, поговорим о том, как люди трудятся осенью
Логопед: Какие работы выполняются в огороде?
Дети: (Осенью в огороде собирают урожай овощей)
Логопед: Какие работы выполняются в саду?
Дети: (Осенью в саду собирают урожай фруктов)
Логопед: - Какие работы выполняются в поле?
Дети:(Осенью поля вспахивают и удобряют и высеивают семена ржи и пшеницы)
Логопед: А вы, ребята, как трудились всю осень?
Дети: ответы детей
Логопед:- Правильно. Молодцы дети. Осень очень щедрая. Но все ее дары необходимо собрать и переработать. А это тоже немалый труд.
Поиграем в игру «Отгадай на вкус».
Логопед: А теперь, подойдите к столу, сделали шаг назад. (На столе закрытый скатертью сверху поднос с овощами и фруктами). Рассмотрите и назовите овощи и фрукты, какие вы видите.
Вы выбираете с завязанными глазами один кусочек овоща или фрукта называете его и рассказываете, какой он на вкус. Например: «Это помидор - он вкусный, сладкий, сочный» (огурец, помидор, груша, яблоко, морковь свежая).
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, давайте вспомним, мы с вами читали сказку «Мужик и медведь», о чем там говорилось? Сегодня мы будем рассказывать, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
Вопросы по содержанию:
- Что посеял мужик? (мужик посеял репу)
- Когда мужик собрал урожай репы? (осенью)
- Почему ему пришлось делиться с медведем? (медведь напугал мужика, сказал я тебя заломаю)
- Как он разделил урожай? Почему? (Мужик сказал тебе медведь - вершки, а мне корешки, потому что мужик был хитрым)
- Почему рассердился медведь на мужика? (Медведь рассердился потому, что мужик его обманул)
- Что посеял на следующий год мужик? (На следующий год мужик посеял рожь)
- Как поступил медведь? (Медведь сказал, теперь мужик меня не обманешь, подавай мне корешки, а мне отдавай вершки)
- Кто выиграл в этот раз? Почему? (В этот раз выиграл опять мужик, потому что медведь не хотел задумываться что съедобно, а что нет)
- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем? (У мужика с медведем не получилось дружбы, потому что медведь не хотел помочь мужику, а только приходил есть готовый урожай, а если он бы помог мужику, мужик бы с ним честно поделился)
Я вам еще раз прочитаю и напомню эту сказку.
Чтение с установкой на пересказ.
Логопед: Хотите сами стать актерами и пересказать по ролям эту сказку?
Ответы детей
Логопед: Хорошо, но сначала давайте разделимся по парам кто будет начинать 1 пара (Глеб, Соня), кто продолжает 2 пара (Данил,Катя) и 3 пара (Захар, Алена,а кто заканчивает, (Паша, Ангелина) и кто будет автором (Маша)
Пересказ текста детьми. первая пара до слов и ушел медведь в дубраву, вторая пара со слов репа выросла крупная, третья пара до слов на следующий год посеял мужик рожь, 4 пара до конца текста.
Логопед: А сейчас проходите за столы, садитесь, я вам приготовила еще задание, но сначала приготовьте ваши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул (подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони крепко к столу)
Дидактическое упражнение «Овощи-фрукты»
Логопед: - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом все овощи, красным цветом все фрукты.
Логопед: Молодцы все правильно обвели овощи и фрукты.
Итог занятия.
Ответы детей
Вот мы с вами поиграли, пришло время возвращаться. Закрываем глаза
***1,2,3,4,5
Оглянитесь, повернитесь
Снова в группе очутитесь.
Логопед: -Дети, что вам сегодня понравилось и запомнилось из нашего путешествия?
-Вы справились со всеми заданиями осени. И за это осень вам дарит угощение.
А нам с вами пора собираться на прогулку. Скажем нашим гостям до свидания!
Список использованной литературы:
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников. // Дошкольное воспитание N12, 2005.
Дошкольное воспитание N12 – 2005г.
Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа. / Автор-сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Скоролупова О. В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М. : ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.
О,С, Гомзяк «Развитие связной речи у детей 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе для детей с ОНР»