цагова Людмила
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [с] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Познакомить с новым звуком [с], и буквой «С».
Образовательные задачи :
уточнить и закрепить правильное произношение звука [c], и давать их полную характеристику;
учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении);
познакомить с буквой С и её графическим изображением.
Развивающие задачи:
определять позицию заданного звука в слове;
автоматизировать у детей звук [c], в слогах, словах;
развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [с] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.
развивать дыхание.
Воспитательные задачи :
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
воспитывать у детей самоконтроль за речью;
воспитывать навыки общения в игре и на занятии.
Оборудование: проектор, видео «Обучающий мультфильм «Сурикаты»», магнитная доска, на каждого ребенка: зеркальце, картонный домик, звуковой домик, картонный 4-х этажный дом,
Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] ; карточки с животными, в названии которых присутствует буква С, лепестки, на каждом из которых картинки предметов, которые начинаются на звук [с], картинки с изображением дерева с листочками со слогами (са,со,су,сы,си, картинка совы с четырьмя мешочками, фонарик.
Ход занятия.
I Оргмомент.
Дети стоят по кругу вместе с воспитателем Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. (можно воспитателя поставить в центре с солнцем а дети берут лучики в руки и произносят)
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
А теперь проверим какое сейчас у нас настроение.
Разотрите руки.
- Натяните улыбку.
- Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
Дружба начинается с улыбки!
Настроение каково?
Дети-ВО!
Ну а если настроение «ВО!» то и работать будем «Во»
Но, прежде чем начнем работать, предлагаю посмотреть мультфильм.
(Дети просматривают развивающий мультфильм)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с кем мы познакомились?
Ответы детей: С, Сурикаты.
Воспитатель: -Правильно
Какие слова вы еще знаете на букву С?
Ответы детей:
Воспитатель: Отлично!
Ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами познакомились со звуком и буквой? «С».
- Правильно!
-Я вам прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно!
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
В комнате мухи жужжали: Жжж!
Листья в лесу шумели: Шшш!
Змеи в лесу шипели: Ссс!
А комары все пели: Ззз!
И сейчас сядут за стол и начнут работать те, ребята, которые были самыми внимательными. (Называет по имени двух детей) вспомните, как рычали собаки? (называет следующую пару и т. д.) Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели? (работа парами)
Молодцы, вы все были внимательными, значит, все проходим и садимся на свои рабочие места.
II Основная часть.
Воспитатель: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
(выкладывает на доске букву С в виде луны)
А как же получается звук [c], как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – произнесите звук [С], ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. (Артикуляция звука)
Воспитатель: хорошо ребята. Молодцы! Отложите пожалуйста зеркальце и посмотрите, перед вами «Звуковые домики».
Воспитатель: сейчас мы будем с вами определять, где находится звук [c]. Для этого я предлагаю вам звуковые домики, где живут картинки, посмотрите, какие картинки живут у нас в домике (соска, сирень, глобус). А определить где слышится звук [c] нам помогут карточки. Карточки у нас с кружочками, если в слове звук [c] находится в самом начале мы будем использовать карточку, где кружочек тоже находится в самом начале, а если звук [c] находится в середине то и кружочек в середине, а если в конце слово то и кружочек будет в конце.
Проговаривая слово соска, сирень и глобус, дети определяют, где находится звук [c] .
Воспитатель: Мы знаем, что слова бывают короткие и длинные. Это зависит от количества звуков в слове и слогов. Сейчас мы будем расселять картинки, разделив их на слоги в разные этажи.
«Поселим зверей».
Педагог выставляет на доску картонное изображение четырехэтажного домика. Показывая детям несколько изображений разных животных, педагог предлагает правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове.
Воспитатель: Давайте узнаем, на каком этаже будет жить слон, разделим слова слон на слоги. Сколько слогов получилось? (1слог)
- Так на каком этаже будет жить слон? (на первом)
Слова: слон, сова, лиса, собака, поросенок.
Воспитатель: Молодцы ребята. Отлично работаем!
А сейчас подойдите пожалуйста на полянку, мы будем собирать ромашку. (дети переходят на ковер, садятся на подушечки)
-Найдите кружочек с буквой С и положите его перед собой. Теперь нам нужно найти лепесточки с картинками, которые начинаются на звук [c]. Лишние лепесточки мы убираем в сторону. Все собрали? Давайте проверим, правильно ли вы подобрали лепесточки. (Индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель: -Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились хорошо. Предлагаю немного отдохнуть. Встали все и произнесем все вместе речевую зарядку.
Са – са – са –са в лесу бегает лиса. (4 хлопка, бег)
Со – со – со – со у Сани колесо. (4 хлопка, крутят колесо)
Су – су – су –су было холодно в лесу. (4 х. ,скрестив руки на плече
имитируют холод)
Ос -ос- ос - ос на поляне много ос. (4 хлопка, руки в стороны размахивают)
Воспитатель: А теперь продолжаем работать, перейдем к следующему столу и садимся на рабочие места.
Воспитатель:- Ребята посмотрите, какое красивое дерево перед вами, это дерево с секретом. Сначала подуем на капельки, теперь нам ничто не будет мешать. Откройте первый листик и прочитайте, какой слог спрятался под листиком. Откройте второй листик и прочитайте. (и т. д. поднимают листочка и читают слог написанные под листиком)
Воспитатель: Отлично ребята, справились и с этим заданием.
Теперь немножко поиграем. Игра называется «Что у Совы в мешке» (Раздача детям совы с мешочком, и фонарики, пока раздает предлагает детям развязать мешочки)
- Все развязали мешочки? Давайте проверим, что находится в мешочках. Для этого нам нужно включить фонарики.
Возьмите мешочек и посветите снизу на нее фонариком, и вы увидите что находится в мешочке. Что объединяет все эти предметы находящиеся в мешочках.
Ответs детей: все предметы начинаются на звук [c]
Воспитатель: А сейчас будем нанизывать мешочки на шнурки и завяжем узелок. Возьмите шнурки и проденьте в отверстие, которое находится на крылышке Совы. И нанизывайте мешочки. В конце завязываем шнурок.
III Заключительная часть.
Воспитатель -Молодцы ребята! Вы справились и с этой игрой.
Наше занятие подошло к концу. Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
А теперь посмотрите ребята сюда, здесь на столе – все этапы наших заданий – (логопедическая ромашка, звуковой домик, засели зверей, что в мешке у Совы, дерево со слогами).
У вас есть смайлики веселые, задумчивые и грустные.
Возьмите веселые смайлики и положите на то задание, которое вам было интересно выполнять, Если у вас было задание, которое для вас оказалось трудным, положите задумчивый смайлик.
А если было задание, которое показалось не интересным, то положите грустный смайлик. (Но я надеюсь вам не понадибится грустный смайлик)
Воспитатель Вы все умники и умнички! Я вами очень довольна. Мне очень приятно было с вами познакомиться, и я рада что у меня появились новые друзья. Поэтому я приготовила вам, своим друзьям, сюрприз (фонарики с конфетами) А теперь пока пока (прощаются)
Цагова Людмила Музариновна