Надежда Андреянова
Рассматривание сюжетной картины «Семья» с использованием технологии «Слепая картина» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Сланцевская средняя общеобразовательная школа№6»
дошкольное отделение
НОД по речевому развитию
Рассматривание сюжетной картины
«Семья»
с использованием
технологии «Слепая картина».
(средний возраст)
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Андреянова Надежда Петровна
Цель: создание условий для развития умения составлять описательный рассказ по картине
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение детей последовательно рассматривать, понимать содержание картины, замечать детали через технологию «Слепая картина».,
Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко, тихо, и темп речи (быстро, медленно.
Активизировать словарь детей за счет глаголов, притяжательных и качественных прилагательных и наречий.
Развивающая :
Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Воспитательная:
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким.
Образовательная среда : Доска, картина «Семья», для игры – газета, нитки, инструменты, машинка, кукла и др.
Ход занятия
Вводно-мотивационная часть
Эй, девчонки и мальчишки,
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей
Вместе будет веселей
В круг широкий все бегите,
и друг другу улыбнитесь.
Воспитатель: Сейчас в центр круга выйдут те дети, кто сегодня пришел в садик с папой, назовите его имя. Затем те дети, которые пришли с бабушкой. Как ее зовут (дедушкой, мамой, тетей, сестрой) Назовите их имена. Дети называют имена родственников и постепенно занимают места перед экраном. Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на лошадке,
Жена - на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках.
Игровое упражнение: «Кто ты мне?»
- Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
• Я тебе жена – ты мне (муж).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Давай проговорим слово семья вместе, только в разных темпах (громко, тихо, быстро, медленно).
Артикуляционная гимнастика звук С.
Педагог предлагает проговорить чистоговорку про семью:
я –я –я, я –я - я - очень дружная (семья)
е – е - е, е – е – е - хорошо у нас в (семье,
ю – ю – ю, ю – ю – ю - я люблю мою (семью)_,
е - е - е, е - е - е – помогаю всем в (семье,
ой – ой – ой, ой – ой – ой - я горжусь своей (семьёй).
Игра «Поймай звук «С».
Воспитатель: Я сегодня хочу познакомить вас с необычной картиной. Давайте вместе попробуем догадаться, что на ней изображено. Высказывайте свои предположения. Принимаются любые ответы.
Дети дают ответы-предположения.
Воспитатель: Версии были разнообразные и многие были близки (далеки) к теме картины. Даю вам первую подсказку. (снимается первый стикер внизу картины- мальчик)
Воспитатель: - Как вы думаете, кто это? (дети- мальчик, Какой он? Что делает? Где находится? Какого он возраста? Кто рядом с ним находится? на кого смотрит мальчик?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас узнаем кто рядом с ним (снимается стикер внизу справа- это девочка).Кто это? Девочка какая? Опишите ее. Кем она приходится мальчику? Кто из них старше и почему? Давайте покажем детей движениями. (дети встают и показываю- девочка низкая-приседают, мальчик высокий –встают на носочки)
Ну что догадались про кого эта картина (предположения детей)
Тогда продолжаем дальше.
Ответы детей.
Воспитатель: я открываю на картине стикер справа от девочки. – Кто это? (папа) Почему так решили? Какой папа? Что папа умеет делать? Почему девочка угощает его конфетой? Кем приходится папе девочка? А кем приходится папе мальчик?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, что спрятано под стикером с левой стороны. Что или кого видит перед собой папа?
Ответы детей.
Воспитатель: (открывает половину изображения мамы, а именно стройные ноги в туфлях) – Кто это? У кого могут быть такие стройные ноги? Кто носит туфли на высоком каблуке?
Ответы детей – Мама
Воспитатель: Сейчас узнаем вы правы или нет. Подберите слова-определения для мамы (добрая, заботливая, нежная, красивая, стройная и т. д.). Кем она приходится папе? Кем ей приходится девочка? А кем ей приходится мальчик? – Мама, папа, дочь, сын, как назвать их всех одним словом?
Дети – семья.
А я знаю одну дружную семью, которая любит по утрам делать зарядку. Становитесь врассыпную. Я вас сейчас научу, а вы научите свою семью.
Физминутка
Осенью, зимою, летом и весною
Мы во двор выходим дружною семьею,
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Коля.
А я бегаю трусцой
И киваю головой.
Воспитатель: Вернемся к нашей картине и попробуем отгадать, что или кто изображен под самым большим стикером. Ваши предположения, и почему вы так решили.
Ответы детей.
Воспитатель - Кто это? (Ответ детей -Бабушка и дедушка).
-Как вы догадались?
- Бабушка и дедушка какие? По каким признакам вы догадались, что они старенькие? (морщины, седые волосы, очки, клюшка, полнота и т. д.).
- Кто старше папа с мамой или дедушка с бабушкой?
- Кем являются дети бабушке и дедушке? (внуки).
Воспитатель (задает ряд уточняющих и обобщающих вопросов)
-Почему они все сидят за одним столом?
- Что они делают? (пьют чай, чаепитие)
- По какому поводу они собрались? (пришли в гости, именины у детей, соскучились)
- Кто к кому пришел в гости?
- Могут они жить все вместе, одной семьей?
- Сколько всего членов семьи сидит за столом?
Дети дают ответы.
Воспитатель: - Какое название вы бы дали этой картине.
Выслушиваются все ответы детей.
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Игра «Семья»
Предметы для ролевой игры «Семья» (пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др. ,
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?
Воспитатель даёт пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
Какой предмет выбрал дедушка?
Рефлексивная часть
Сегодня мы узнали многое о ваших семьях. Каждая семья особенная.
Что вам больше запомнилось?
Кто нарисован на картине?
Кто самый старший в семье?
Спасибо за работу, вы меня порадовали. Вы меня сегодня просто удивили.