Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
(Загадка про букву З)
Воспитатель: определите каким бывает звук З
Зонт,заря,зуб (ответы детей З) Зебра,зефир (ответы детей (З)
Воспитатель: Правильно, слышится звук З.
Звук З- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [З] и буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «З»
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня идет Каролина.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели букву З на первом этаже, перед буквой С.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Каролина. : синею и зеленую с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Каролина: потому что З- согласный, звонкий, бывает мягким и твердым
Воспитатель: Теперь найди в словах звук З и напиши букву З. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
Каролина
Корзина З, согласный, звонкий, мягкий, находиться в середине слова, пишем зеленым цветом.
Зонтик З, согласный, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Глаз - З, согласный, звонкий, твердый, находиться в конце слова, пишем синим цветом
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй предметы со звуком З.
Каролина:
Гвоздика- З, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине слова, пишем синим цветом.
Заяц- З, согласный, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Зуб- З, согласный, звонкий, твердый, находиться в начале слова, пишем синим цветом.
Воспитатель: А ты какие предметы нарисовал Трофим?
Трофим: Зебра,стрекоза,роза
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Какое слово последнее» (Ребусы»
Цели: учим ребенка разгадывать и самостоятельно составлять ребусы. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слов: коза, коса, оса. Закрепить умение дифференцировать З и С.
Ход игры
Ребенок подписывает картинку (коза);с помощью звуковой и слоговой схемы анализирует слово; отгадывает ребус и в части Б зарисовывает и записывает отгадку (коса).Здесь он выр / полняет задание аналогично предыдущему, узнает последнее слово –оса,- зарисовывает и записывает ответ в части В, анализирует слово.
6. Игра «Слова- близнецы»
Цели: познакомить детей со словами, имеющими одинаковыми звучание и написание, но различное лексическое значение (омонимы). Учим объяснить лексическое значение слова.
Ход игры
Рассматривая рисунки, ребенок соединяет линией предметы, имеющие одинаковое название. При этом он объясняет, что обозначает каждый из предметов (труба-музыкальный инструмент; труба-на крыше и из нее идет дым) Нужно заострить внимание ребенка на том, что при одинаковом звучании и написании эти слова обозначают совершенно различные предметы. В конце игры ребенок находит предметы, у которых не оказалось пары: лук, лист. Объясняя значение слов, он дорисовывает недостающие рисунки.
7. Игра «Снежинка»
Цели: закрепить умение узнавать очертания изученных букв. Учим выделяя неправильно написанные буквы, объяснить, в чем неправильность. Закрепляем знания звонких и глухих согласных и умение их дифференцировать. Учим читать по кругу, по часовой стрелке.
Ход игры: На картинке ребенок узнает снежинку; объясняет, что для ее изображения использованы буквы. Ребенку предлагается сначала рассмотреть буквы на концах снежинки и найти лишнюю (М). При этом он объясняет свой выбор: М- звонкий согласный з, остальные глухие). Ребенок рассматривает буквы внутри снежинки, зачёркивает неправильно написанные и объясняет свои действия. После этого он читает (внутри снежинки, по часовой стрелке с буквы З, слово ЗИМА.
Ребенок записывает прочитанное слово, выполняет его звуковую и слоговую схему, рисует свою снежинку.