Фомина Анастасия Григорьевна
«Вода-волшебница». Конспект занятия по экспериментальной деятельности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Совершенствовать представления детей о разных состояниях воды.
Программное содержание:
• способствовать накоплению у детей специфических представлений о свойствах, формах воды;
• активизация слов: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
• развивать речь, мышление, любознательность;
• воспитывать экологическую культуру;
• воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование:
пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, ложки, растительное масло, салфетки.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр иллюстраций, наблюдение за замерзшей водой, чтение и запоминание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к работе, вы должны отгадать загадку, чтобы узнать, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии. Слушайте внимательно:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без.
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно, мы с вами сегодня поговорим о воде. А зачем нужна вода?
Дети: Она нужна людям, растениям, животным для жизни.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем настоящими исследователями и будем исследовать свойства воды. Для проведения исследования нам понадобятся различные материалы. Посмотрите, на ваших столах все готово для проведения опытов.
Опыт №1 «Какой формы бывает вода?»
Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо определить, имеет ли вода форму. Для этого нам понадобятся кубик, шарик, бутылочка, баночка, и, конечно же, вода. Ребята, скажите, какой формы кубик?
Дети: Квадратной.
Воспитатель: А шарик какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для того, чтобы это узнать и наполним бутылочку водой. Теперь нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Итак, вода не имеет формы.
Опыт №2 «Вкус воды»
Воспитатель: А сейчас нам нужно определить, имеет ли вода вкус или все же она безвкусная. Для этого нам понадобятся сахар, соль, два стакана с водой. Вспомните, когда вы пьете воду. Итак, в одном стакане с водой находится сахар, в другом - соль. А теперь вспомните, какая вода на вкус. У воды появился вкус?
Дети: Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: Мы можем сделать вывод, что своего вкуса у воды нет.
Опыт №3 «Вода - растворитель»
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, все ли вещества растворяются в воде. У нас для это есть специальные материалы: кусочки сахара, соль, два стакана с водой. Рассмотрите, пожалуйста, те стаканы с водой, в которых мы растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: Они растворились.
Вывод: все вещества растворились, значит вода - растворитель.

Опыт №4 «Не все вещества растворяются в воде»
Воспитатель: Для проведения этого опыта нам понадобятся стакан с водой и подсолнечное масло. Давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Нальем подсолнечное масло в стакан с водой.
Что же мы видим?
Дети: масло не растворилось.
Воспитатель: Совершенно верно! Не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды.
Можно ли пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.


Воспитатель: Да, действительно, такую воду пить нельзя. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой и ее можно было употреблять?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: Конечно. Но это можно сделать только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. (Показываю, как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).
Воспитатель: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, понемногу, лить масляную воду в баночку с фильтром. А вы повторяйте за мной.
Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная.

Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Назовите их.
1. прозрачная
2. нет запаха
3. без вкуса
4. растворитель
5. не имеет формы
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Были активными, любознательными на занятии и все у вас получилось.