Надежда Севастьянова
Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса»
Цель:
формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы;
становление эстетического отношения к ней.
Задачи:
формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;
учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
формировать основы безопасного поведения в природе;
развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.
Методические рекомендации:
Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп.
Возможно использование в играх-викторинах.
Количество игроков: от 5 до 30.
Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).
Оборудование и материалы для игры:
1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено
Цвет грани Символ
1. Зеленый След от птичьих лап
2. Синий След от лап животного
3. Желтый Дерево
4. Красный Кустарник
5. Золотой Насекомые
6. Серый грибы
1 Вариант
(Рекомендован при 5-7 играющих.)
Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.
Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.
Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.
Следует осветить следующие вопросы:
дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);
рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);
указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).
Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.
В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.
2 Вариант (Рекомендован при 8-30 играющих.)
Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины.
Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение.
Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.
Пример
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь.
Первым кубик бросает воспитатель. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. Воспитатель берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит воспитателю следует рассказать о ней все что ему известно.
Воспитатель:
Вот из каких частей состоит береза: корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта).
Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами.
В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»).
Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна, древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова.
Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его.
«Боится» березка:
насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды);
грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол;
зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой.
Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…
По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков. Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух. Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.

