Кузнецова Елена Викторовна
Обучение грамоте в средней группе «Звук [Т] и буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия обучение грамоте в средней группе
«Звук и буква Т»
Воспитатель: Кузнецова Е. В.
Цели и задачи:
Обучающие : - Закреплять, уточнять произношение звука [т] изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.
• Развивать навыки звукового анализа.
• Активизировать глагольный словарь (глаголы настоящего времени единственного числа).
Публикация «Обучение грамоте в средней группе „Звук [Т] и буква „Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Продолжать учить изменять число существительных и глаголов настоящего времени.
• Закреплять умение употреблять существительные в форме винительного, родительного, дательного падежа.
Развивающие:
• Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, координацию речи с движениями; способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук.
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Материал: игрушка кот Том, волшебный мешочек, разноцветные листочки бумаги, символы звука [т], елка из бумаги, елочные игрушки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, формирование навыков звукового анализа.
Игра «Первый звук».
Дети сидят на стульчиках полукругом.
-Ребята, у меня для вас есть 2 загадки. «Как называется то, сто мы слышим и говорим?» (слайд 2)
-Отлично. Какие вы знаете звуки (гласные и согласные слайд 3)
-В каком домике живут согласные звуки?
-Молодцы. Все то вы знаете!
-А как называется то, что мы видим и пишем? (слайд4 ( ответы детей: звук и буква)
- Молодцы. Отлично справились с заданием. Какие Вы шустрые!
А теперь тот, кто назовёт первый звук в слове, возьмёт у меня листик цветной».
Работа с интерактивной доской слайд 5,6.
Дети называют только первый звук и получают и вытаскивают из волшебного мешочка листоче цветной бумаги (вся разного цвета) : «утка, окно, иголка, ананас, апельсин, нитки, дом, улитка, аист, дятел, автобус, машина, носорог».
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Предлагаю каждому ребёнку назвать цвет бумаги. После этого прошу смять его. Получился шарик, проводятся массажные упражнения:
-А теперь я превращаю Вас в волшебников. Но для начала назовем цвет листочка в руках (называют по очереди).
-А теперь давайте превратим эти листочки в шарики. И нмного поиграем с ними:
- сильно сжать шарик сначала правой рукой, затем левой,
- переложить шарик несколько раз из одной руки в другую,
- покатать шарик между ладошками вперёд-назад,
- покатать шарик между ладошками круговыми движениями, меняя положение рук,
- взять шарик в правую руку и погладить каждый пальчик на левой руке,
- переложить шарик в левую руку и погладить каждый пальчик на правой руке.
После выполнения упражнений предлагаю шарики положить в волшебный мешочек.
Характеристика звука [т]
-Ребята, сегодня к нам из сказочной страны Звуков в чудесном лифте прилетел гость. Отгадайте, кто это: чисто умывается, а с водой не знается. Конечно, это кот! Нашего гостя зовут Том. Сегодня он очень хочет с вами поиграть. Сейчас кот Том поиграет с вами в первую маленькую игру, которая поможет вам угадать, какой звук он больше всех любит!
Произношение звука в слогах и изолированно (с показом картинок). Игра проводится от имени сказочного героя:
- Мой молоток стучит вот так: «Тук-тук». Покажите. (слайд 10)
- Моя швейная машинка работает вот так: «Так-так-так!». Покажите. (слайд11)
- А моя хозяйка Таня ходит так: «Топ-топ-топ». Покажите. (слайд 12)
- А теперь покажите, как топает мой друг Джери: «Туп-туп-туп».(слайд 13)
- А теперь изобразим поезд: «Ту-тууууу!»(слайд 14)
- А вот так я работаю на компьютере, нажимаю на кнопки: «Т-т-т-т-т». Покажите. (слайд 15)
-Ребята, а кто догадался, какой звук наш гость любит больше всего? (ответы детей).
-Почему вы так думаете? (ответы детей).
-Молодцы, ребята! Действительно – «т» его любимый звук. Том приготовил для вас очень интересные игры, но, чтобы у нас получилось в них поиграть, нам нужно что-то узнать про этот звук, и быть очень внимательными. Иначе кот Том нас быстро перехитрит!
-Итак, что же напоминает вам этот звук? (слайд 16) (ответы детей).
-Давайте произнесем этот звук. Понаблюдайте: что делает язычок, когда вы произносите этот звук? С голосом или без голоса мы произносим звук «т»?» (дети высказывают мнения).
- Гласный или согласный звук «т»? Почему? Обобщаю ответы. (слайд18)
Выделение звука из потока согласных.
Развитие тактильного восприятия.
Игра «Включи компьютер»(слайд 19)
Кот Том достает волшебный мешочек с камешками. Каждый ребёнок получает по одному камешку.
- Ребята, возьмите свой камешек, рассмотрите и потрогайте его. Какой он? (ответы детей). Он гладкий, холодный. А Том мне сказал, что это кнопочка от его компьютера. Он хочет с вами поиграть в игру «Включи компьютер», а заодно и перехитрить вас! Итак, камешек превращается в кнопочку компьютера. Как только услышите «Т», сразу нажмите на кнопку (камешек на ладошке, хлопнуть другой) – включите компьютер! А кот Том будет за вами наблюдать.
Произношу детям звуковой ряд : «п, к, н, т, н, б, т, н, м, к, т, т, н, г, н, в». Кот Том хвалит детей и огорчается, что ему не удалось их перехитрить.
Выделение звука на фоне слова.
Развитие ручной моторики, слухового внимания.
-Том, а какая следующая твоя игра?
Игра Помаши ладошкой (слайд(20)
-Помашите мне ладошкой, если услышите в слове звук «Т»
Произношу слова: «кот, кит, окно, Таня, халат, ноги, ток, лук, бант».
Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Физкультминутка.
-Ребята, а давайте мы покатаем Тома на паравозике и поиграем с Томом в нашу игру. Проводится музыкальная игра «Паравозик из Ромашково»
Развитие фонематических представлений.
Развитие пальчиковой моторики.
Игра «Украшаем елку».
Логопед: «
-Интересно, какую же игру Том ещё для нас приготовил? Ребята, Том:
Зеленые лапы развесила,
Хвоинки на них — дружно в ряд,
И в праздник торжественно, весело.
Гирлянды на ветках горят. (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).
-Действительно, Том привёз нам Елку. (слайд 21).
-Посмотрите, какая она красивая, но что то не хватает. Том предлагает нам его украсить. Нужно выбрать только те, украшения для елки, в названии которых слышим звук «Т». Попробуем порадовать Тома?» Дети выбирают картинки с изображением нужных украшений и коллективно наклеивают на елку, создавая коллаж: тыква, цветок, лист, банты, утка. Лишние картинки: лук, собака, дом.
Произношение звука «т» в словах. Развитие грамматического строя речи.
Активизация глагольного словаря, изменение числа глагола настоящего времени, изменение сущ. по падежам.
Игровое упражнение «Что делает Том?»
-Ребята, Том такой изобретательный. Он приготовил для вас еще одно задание: угадайте и расскажите, что делает Том. «Что делает Том?».
Дети отвечают предложениями, выделяя звук «Т»(слайд 24-27).
- Как здорово! Ребята, в конце этих слов мы слышали звук «т» : сидит, лежит, ходит…».
Игровое упражнение «Один-много».
-Всё вы знаете, ребята. Том даже огорчился, что не смог вас перехитрить… Ну, а может быть, теперь у него получится. У Тома есть друзья – коты. Подскажите теперь про них нужные слова:
Кот сидит, а коты…. (сидят).
Кот лежит, а коты (лежат).
Кот спит, а коты (спят).
Кот стоит, а коты… (стоят).
Кот прыгает, а коты… (прыгают).
Кот танцует, а коты… (танцуют).
Кот бежит, а коты… (бегут).
Кот хвостом машет, а коты хвостами… (машут).
Кот мышей ловит, а коты мышей… (ловят).
Развитие навыков звукового анализа.
-Ребята, коту Тому очень понравилось с вами играть, но он заскучал по своей хозяйке Тане и стал петь грустную песенку. (слайд 28).Послушайте её : «у___т». Кто сможет повторить? (дети воспроизводят звукосочетание). Какой первый звук в этой маленькой песенке? Какой второй звук? Сколько всего звуков вы услышали?» Дети отвечают на вопросы.
Подведение итогов занятия.
-Кот Том собирается домой. Как вы думаете, о чём он расскажет своей хозяйке Тане? В какие игры он с нами играл?» Дети отвечают на вопросы.
-Какие вы молодцы. Понравилось вам играть с Томом. Давайте пригласим его еще раз в гости.