гульнара мейдус
Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно – развивающей среды : создание мини-музея, его назначение в формировании эмоционально-положительного состояние детей, развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности.
Ключевые слова: мини-музей, игрушки-забавы, игрушки-веселушки.
Публикация «Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Малыши, переступившие порог детского сада, оказались в совершенно новых для них условиях. Поэтому перед педагогами стоит не легкая задача, осуществить процесс адаптации ребёнка как можно в более легкой степени, чтобы ребёнок быстрее привык к новым условиям.
Все знают, какую поистине неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметное окружение, которое создаёт условия, делающие жизнь малыша в детском саду комфортной и интересной.
Одним из условий успешной адаптации детей в жизни детского сада является создание развивающей предметно – пространственной среды групповой комнаты. Мой опыт убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной и уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающее психологический комфорт, располагающий к общению обстановки в которой воспитывается и развивается ребёнок. Если в группе есть интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности ребёнка, красочно и интересно организована предметно – пространственная среда, его адаптация проходит почти безболезненно и занимает всего несколько дней. Даже ревущий малыш, впервые пришедший в детский сад, увидев необычную игрушку, замирает и начинает её рассматривать, забывая о необходимости расставания с мамой.
Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия выбираются с учётом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Предметно – пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы заинтересовать ребёнка и вызывать у него желание посещать детский сад.
Игра и игрушка – понятие неразделимое. Игрушка это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщённый художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски – всё это влечет ребёнка к игрушке, вызывая желание играть с ней, игрушка источник радости ребёнка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя ребёнок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.
Поскольку маленькому ребёнку свойственно повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость, я создала в группе мини – музей «Игрушки – веселушки». Цель создания данного музея – формирование у детей эмоциональной отзывчивости и желание играть с игрушками.
Данную цель реализую через следующие задачи:
- побуждать интерес к творческим проявлениям в игре, желание играть с игрушкой;
- учить детей воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий с игрушками;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к игрушке.
- развивать познавательную и речевую активность, эмоционально – чувственный мир детей.
Мини-музей расположен в группе на стене в доступном для детей месте. Композиционную основу мини-музея образуют прикреплённый к стене стеллаж, выполненный в виде домика с забором, и прикреплённая к стене, снимаемая объёмная кукла – бабушка. Композицию дополняет красочное радостное солнце, объёмно сделанная берёза, красивые голубые облака, они несут название музея.
В домике на полочках живут экспонаты музея – игрушки-забавы, которые можно компоновать в зависимости от цели: звучащие, двигающиеся игрушки; домашние птицы (например, «петушок и его семья», домашние животные, транспорт (пополняя экспонаты, располагаем их по тематики на разных полках домика). На бабушке одет фартук, на котором много карманов, где можно хранить игрушки или прятать, если игрушки играют в прядки с малышами. На некоторых карманах пришиты пуговицы, на которых можно пристёгивать игрушки. На других пришиты ленточки, которые можно просто завязывать или подвязывать к ним игрушки. Пуговицы и ленточки окрашены в основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Кроме того пуговицы разные по размеру (большие, поменьше, маленькие, а ленточки – широкие и узкие.
Познавательную информацию также несут в себе солнышко, облака и берёза. Вся композиция в целом может отражать времена года. Например, летом листья на берёзе зелёные, осенью с тучек идёт дождь, зимой снег.
В мини-музее при совместной деятельности со взрослым и самостоятельной игровой деятельности детей, малыши познают свойства и качество предметов. Устанавливают связи и зависимости. Обобщают признаки, что способствует обогащению сенсорного опыта, развитию мышления, совершенствуется мелкая моторика, эмоционально положительное отношение к предметам и действиям с ними.
Использую игрушки-забавы для организации досуга, развлечение детей, создания сюрпризных моментов в непосредственно - организованной деятельности. Для самостоятельной игры даю игрушки со звуковыми эффектами: погремушки, неваляшки, волчки, музыкальные игрушки.
Знакомя с новыми экспонатами музея, показываю какие игровые действия можно воспроизводить с игрушкой, тем самым побуждаю интерес к ней. На следующем этапе учу воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий в различных инсценировках, где пробуждаю интерес к творческим проявлениям в игре.
При обыгрывании игрушки использую строки песенок, потешек, стихотворных загадок, таким образом, стараюсь обогащать и развивать словарный запас детей. В этот период дети осваивают слова, обозначающие предметы и действия с ними, овладевают смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, возникающий при непосредственном контакте с предметами обихода, игрушками. При совместных действиях со взрослыми, ребёнок начинает понимать, на что направлены условия взрослого, знакомящего его с таким заманчивым окружающим миром.
Чтобы вызвать у детей интерес, желание подрожать, драматизировать в лицах знакомые потешки, прибаутки, создаю специальные ситуации, в которых персонажи, образные игрушки вступают в диалог, разыгрывая сценки. Ребё нка ставлю перед необходимостью произносить то или иное слово: например, прятать игрушку и предлагать малышу позвать её. Не редко дети захваченные зрелищем, не слушают, отвлекаются, не реагируют на просьбу произнести то или иное слово. В этом случае нужно заинтересовать малыша игрушкой, дать возможность рассмотреть её, потрогать, а затем спрятать и предложить позвать. Желание вновь увидеть игрушку активизирует речь детей. При разыгрывании сценок с игрушками дети учатся имитировать характерные движения сказочных животных. Дети ещё не знают о месте и роли животных в жизни человека, а через показ инсценировок, знакомых стихотворений, дети постепенно начинают осваивать характерные наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность во сне, пище, а также о погодных явлениях. Природа как особая область ещё не вступает во всём его многообразие. Взаимосвязь между явлением природы возникает чисто зрительно. При чтении произведений с показом игрушки помогают обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову.
При показе действий с игрушкой обращаю внимание детей как нужно аккуратно и бережно обращаться с ней, чтобы она не сломалось и ещё долго могла играть с нами, тем самым воспитываю бережное отношение к игрушкам.
Надо сказать, что воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения нажать на кнопочку, подёргать за верёвочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.
В создании мини-музея активное участие приняли родители. Они помогали изготовить макет бабушки, сшили на неё наряд, изготовили полки. Видя, как дети эмоционально откликаются, на забавные игрушки родители с удовольствием пополняют музей новыми экспонатами. По инициативе родителей в группе прошли акции «Просто так» и «Подари игрушку детям». Мы вместе стремимся, чтобы в группе было хорошо и уютно.
Используя данный музей, добилась следующих результатов: адаптация у детей проходит в более легкой форме, у воспитанников развита слуховая сосредоточенность, внимание, память. К концу года дети эмоционально откликаются, пересказывают содержание небольшой сказки, потешки, обладают некоторыми элементами речевой культуры, умеют выполнять простейшие имитационные образные действия, что развивает у детей, воображение, фантазию и активное стремление к речевому отображению впечатлений. Малыши проявляют игровую инициативу, с интересом включаются в игровой диалог. Охотно общаются с детьми и выступают с предложениями по поводу игры.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятие, встречи с детьми, конечно, требует душевных сил, времени, труда. Но ведь мы счастливы тогда, когда их глаза наполнены радостью».
ЛИТЕРАТУРА
Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений/ М. : издательский центр «Академия», 2000.- 416 с.
Ларионова Г. Б. Дом в котором хорошо малышам и взрослым// Управление ДОУ. - 2003. - №3.
Рыжова Н. А. Мини – музей в детском саду/ М. ; Линка - Пресс, 2008.