Светлана Сирякова
Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
Так как адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи, такие как Н. М. Аксарина, Н. Д. Ватутина, Ганс Селье, но Теплюк С. проанализировав деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема - одна из трудно решаемых. Хотя цель каждого дошкольного образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.
Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. [4]
Таким современным методом является арт-терапия. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом. [1]
Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми и сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, задачи, которой развитие коррекции, воспитание и социализация.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка. [2]
Используя арт-терапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
Арт-терапию применительно к образованию следует рассматривать как синтез нескольких областей научного знания, как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить его эффективное личностное развитие.
Так как, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада. [3]
В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт-терапии. Эффективность воздействия этих упражнений, этюдов и игр на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одном совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду :
игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.[1]
Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду можно использовать авторскую диагностику М. В. Корепановой, Е. В. Харламповой «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе».[5]
Цель, которой определить уровень адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
Для определения успешности адаптационного периода, используются следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым условиям и к новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющие.
Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д., а также к изменениям в организме, например заболеванию, смена режима дня. Вместе с тем у ребенка обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению в группе детского сада). Ее проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с окружающими людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является образование и воспитание.
Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду. [5]
Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Список литературы
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – СПб. : Изд-во: Речь,2008 г.
2. Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. – M. : Изд-во: Академия, 2001.
3. Свистовская Е. Е., Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков. –М. : Когито-Центр, 2010 г.
4. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006.
5. Белова О. Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2014.