Роза Власова
Сказка как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Публикация «Сказка как эффективное средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача - выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Я считаю, что наиболее эффективна форма взаимодействия с детьми и их родителями по данному направлению - это реализация педагогического проекта. Так в этом учебном году в нашей группе – в группе раннего возраста реализуется проект «Что за чудо – эти сказки». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель). Актуальность этого проекта состоит в том, что сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. В данном проекте я постаралась при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой еженедельную смену сказки в течение года. Мы с детьми погостили в таких сказках как : «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.
Цель проекта: Создание условий для развития речевой активности детей посредством сказки.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием сказок.
2. Развивать речь и обогащать словарный запас детей :
3. Воспитывать интерес и любовь детей к русским народным сказкам.
Продуктом данного проекта является оформление альбома «Мои любимые сказки».
Ресурсное обеспечение проекта предполагает использование ресурсов, выделенных для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность: подготовительный этап - это изучение и подбор методической литературы по теме и составление плана совместной деятельности с музыкальным руководителем, воспитателями старших групп и с родителями воспитанников по речевому развитию детей, основной – еженедельные мероприятии для детей; и заключительный этап - это проведение развлечения «Полянка сказок» и оформление альбома с помощью родителей на тему: «Мои любимые сказки». Разработанный мною план мероприятий имеет следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем более подробно. В ходе этого этапа я старалась использовать активные формы работы с родителями: мастер-классы, семинары – практикумы, творческие мастерские, коллективные аппликации, совместное создание стенгазет. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем, например, показ кукольного театра по сказке «Репка» или с воспитателем и воспитанниками старшей группы, например драматизация сказки «Репка» Тематика мероприятий основного этапа различна: рассматривание картинок из серии «Дикие животные», игра-занятие по сказке «Теремок», просмотр мультфильмов «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка» и др., игра-занятие по сказке «Курочка Ряба», показ настольного театра по сказке «Репка», чтение сказки «Волк и семеро козлят» с показом на фланелеграфе, лепка «Тарелки для медведей», рисование цветными карандашами «Дорожка для колобка», дидактическая игра «Чудесный мешочек» «Овощи», аппликация «Выросла репка большая пребольшая», дидактическая игра «Кто как кричит», подвижная игра «Раз, два, три – колобка догони», «Зайки белые сидят», просмотр музыкального спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительную, музыкальную и двигательную.
Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер.
В ходе проекта родители моих воспитанников знакомились с методами речевого развития детей, совместно с детьми читали художественные произведения, обыгрывали различные ситуации в сказках, вместе выполняли различные творческие задания, беседовали и играли с ними.
Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала речевому развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах речевого развития детей.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, потешки, стихи) и на выразительную сторону речи, интонацию, игровое общение. Это позволило решить поставленные задачи.
Так как яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.