Евгения Богданова
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть мелкой пальцевой моторики. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
По статистике более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга.
Ведь не случайно, Аристотель заключал, что «Рука – это инструмент всех инструментов», «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
В своей работе я использую пальчиковые игры по методике раннего развития Екатерины и Сергея Железновых, авторы которой позиционируют ее как программу обучения детей музыке, направленную на различные сферы нейро-физической активности – моторику (как мелкую, так и крупную, эмоциональное восприятие и музыкальный слух, когнитивную и социальную сферы.
Екатерина и Сергей Железновы имеют музыкальное и педагогическое образование, данный симбиоз разных сфер деятельности позволил разработать основные принципы методики, исходя из имеющихся наработок. Ранее существующие направления и упражнения для музыкального развития детей, были критически переосмыслены Железновыми. Педагоги выявили, что подобные задания не позволяют достичь эффективного результата в связи с разрозненностью и неоднозначностью многих методик, недостаточной адаптированностью для детей дошкольного возраста. Железновы решили восполнить этот пробел, разработав свою программу раннего развития и систему авторских упражнений. Вот уже на протяжении четверти века методика Железновых пользуется популярностью у родителей и специалистов ДОУ. Следует отметить, что методика постоянно дорабатывается и совершенствуется, дополняется новыми упражнениями и композициями.
Фундаментальные принципы методики Железновых
Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. Необходимо сделать примечание – наиболее эффективной игра, как способ познания и развития, является в возрасте от 3 до 7 лет, у детей от 1 до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Принцип второй – обучение детей через двигательную активность, обучение не является статичным принятием данных. Принцип согласован с результатами исследований по изучению процессов запоминания – в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности, и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность. Другие принципы методики – важность участия взрослого и положительный настрой ребенка на обучение - являются общими для всех методик раннего развития.
При организации занятий по методике Железновых целесообразнее ориентироваться на возраст ребенка (см. принцип 1) и его индивидуальные характеристики – возбудимость, память и настроение. Методика включает множество упражнений и авторских музыкальных композиций, количество и уровень сложности которых должен варьировать в зависимости от способностей ребенка. Нельзя утомлять ребенка и проводить занятие, если он болен или устал.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
При развитии мелкой моторики рук ребенка педагог решает следующие задачи:
• стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
• стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
• подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
• способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
• способствует развитию эмоциональной выразительности.
Группы и виды пальчиковых игр
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I. группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II. группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Персонажи и образы пальчиковых игр Железновых – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора – двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят ребенка к счету, другие – помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых ребенок ловит и гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить пальчиковые игры наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковых игр :
• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Таким образом, пальчиковые игры по методике Железновых действительно развивают речь, эмоциональные способности детей дошкольного возраста, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Комплексность данной методики заключается в интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Список литературы:
1. Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…- М. : Изд-во «Карапуз», 2008.
2. Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (2 – 4 года).- М. : Изд-во «Карапуз», 2012.
3. Нартова И. Развиваем мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. - №4. – С. 83.
4. Шатлова С., Анонова С., Рябинина О. Играем пальчиками – развиваем речь // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5 – С. 72.
5.https://www.mamac.ru/interest/artikle?id=1010
6. https://www.solnet.ee/parents/p13_02.
7. https://lomonpansion.com/articles_2_3441
Приложение
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
ЧАСЫ
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Один хлопок над головой.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
РАЗМИНКА
Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.