Анастасия Вадимовна Карпова
Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»
Проект
«Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста через чтение детской литературы. Русские народные сказки».
Тема : «Русские народные сказки»
Проект разработала и исполнила
Баховская А. В. ,
Воспитатель 2 группы
раннего возраста №2 общеразвивающей направленности «Лучики»
Введение.
Публикация «Проект „Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Проблема: у большинства детей обеднённая речь, мимика, им бывает сложно выразить даже простые эмоции- радость, печаль, обиду. А через сказку этому можно научиться. Именно поэтому русская народная сказка выбрана темой этого проекта.
Актуальность темы. Рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его речевого и эмоционального развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире.
Участники проекта : дети 2 группы раннего возраста №2 «Лучики», педагоги, родители воспитанников.
Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.
Место проведения: Ленинградская обл., г Луга, детский сад №4
Вид проекта : познавательный, групповой.
Продолжительность: 5 месяцев (долгосрочный)
Участники проекта : воспитанники 2 группы раннего возраста №2 общеразвивающей направленности «Лучики», воспитатель, родители.
Цель: познакомить детей с русскими народными сказками
Задачи проекта :
познакомить детей с русскими народными сказками, их многообразием.
учить различать героев сказок, вызывать желание называть их.
поощрять желание проговаривать реплики героев сказки ;
формирование умение внимательно слушать взрослого;
создавать условия для самостоятельного знакомства с русскими народными сказками;
воспитывать бережное отношение к книге;
привлекать родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;
Методы и технологии:
1. Чтение (восприятие)
2. Беседы
3. Занятия в игровой форме
4. Дидактические игры
5. Пальчиковые гимнастики, словесные игры
Предполагаемые результаты:
Создание необходимых условий по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Развитие речи, активизация детского словаря.
Продуктивная деятельность по данной теме (рисование, лепка).
Воспитание бережного отношения детей к книгам.
Заинтересованное отношение детей к чтению (восприятия) сказок.
Активное участие большинства родителей в реализации проекта.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Создание развивающей среды для осуществления проекта :
• создавать условия для самостоятельного знакомства с русскими народными сказками;
• Дидактические игры «Курочка ряба», «Заюшкина избушка»; «Репка»
• Пальчиковая гимнастика «Бабушка очки надела»
• Словесная игра «Мы слепили Колобок»
3. Первичная диагностика:
Анкетирование родителей на тему «Русские народные сказки в жизни Вашего ребенка»
Беседа с детьми о прочитанном, рассматривание иллюстраций (тест – опрос «Наши сказки»).
5. Составление плана основного этапа проекта.
6. Выводы по итогам первого этапа проекта.
Для диагностики использовался тест-опрос «Наши сказки»
(Беседа с детьми по иллюстрациям в книгах на тему «Русские народные сказки»)
1. Что ты видишь на картинке? Кто это?
2. Покажи ….(зайку, Колобка, дедушку)
3. Что делает. (дедушка, бабушка, лиса, мышка?
итоги тестирования выявили низкий уровень познавательной активности и речевого развития. в связи с этим была спланирована следующая работа:
- чтение русских народных сказок
-всевозможные игры-театрализации с куклами, настольным театром, детьми в масках
на протяжении всего проекта (5 месяцев) были пройдены следующие сказки :
1)Курочка Ряба
2)Колобок
3)Репка
4)Заюшкина избушка
5) Теремок
Как показал итоговый опрос детей по иллюстрациям в книгах, уровень познавательной активности заметно вырос; дети узнают и называют героев сказок, имитируют их действия, проговаривают несложные реплики. В ходе проекта дети стали самостоятельно брать сказки из книжного уголка, рассматривать иллюстрации, пытаться рассказывать сказки друг другу. В играх дети стали активно использовать деревянные игры-наборы знакомых сказок. Так же малыши были познакомлены с театрализацией, с помощью масок и атрибутов была разыграна сказка «Курочка Ряба».
Цели и задачи проекта достигнуты.