МААМ-картинки

Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста

Дарья Филиппова
Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная игра как средство социально -коммуникативного развития детей раннего возраста.

Выполнила: Филиппова Дарья Ивановна

воспитатель, СПГБОУ ООШ д/c «Золотой петушок»

Самара, 2016 г

Содержание

Стр.

Введение 3

1. Теоретические аспекты театрализованной игры как средство социально-коммуникативного развития 5

Публикация «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

2. Содержательные и методические аспекты развития речи в процессе реализации игры 8

Заключение 14

Литература 16

Введение

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему социально-коммуникативного развития детей. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, А. В. Запорожец, Р. С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребёнка выступает социальная среда. Именно социальная среда, окружающая дошкольника, оказывает влияние на становление его личности и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Одна из основных целей – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;

- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;

- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

- Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

1. Теоретические аспекты театрализованной игры как средство социально-коммуникативного развития

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Словами выдающегося советского педагога Антона Семё новича Макаренко: «Игра - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отожествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

Рассмотрим театрализованные игры (какие задачи они ставят).

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;

- развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.

Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

2. Содержательные и методические аспекты развития речи в процессе реализации игры

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей : развивает художественный вкус, творческую самостоятельность, формирует чувство коллективизма, развивает память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Время для этой деятельности нужно отводить отдельно от занятий: во II половину дня в группе или на прогулках в теплое время года.

Театрализованные игры включают :

• Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);

Непосредственные действия детей по ролям;

• Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);

• Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;

• Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий созданных самими детьми.

Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умение строить работу в системе, подбирать содержательные материалы, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формировать творческие и театральные способности детей.

Воспитатель должен помогать детям организовывать деятельность - объединяться в небольшие творческие группы, вместе готовить, оформлять и проигрывать от начала до конца литературные произведения.

Театрализованные игры должны планироваться руководителями два раза в неделю в каждой возрастной группе, начиная от первой младшей. Соответственно возрасту учитывая сложность, задача, репертуар и т. д.

Театрализованные игры нужно планировать каждый день в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того, чтобы дети средней и старшей группы могли играть сами, еще в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые народные сказки, народные песенки, потешки, небольшие сценки, используя игрушки и плоские фигурки, пальчиковый театр.

Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является прекрасным средством повышения эмоционального тонуса малышей, развивать их общение, выразительную речь. Для этого хорошо подойдут игры-потешки, игры, прибаутки, скороговорки, в которых дети учатся сопоставлять слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

Игры с использованием пальцев можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Рисуют или вырезают из старых книг и журналов, наклеивают на картон или марлю, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек воспитатель может обыграть ряд стихотворений и потешек.

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности. Главное и необходимое условие - использовать хорошо знакомые детям произведения, то есть те, которые соответствуют программе предшествующих по возрасту групп. Целесообразно выбирать небольшие произведения.

При подборе музыкального материала тоже нужно быть очень осторожными. Музыка должна быть яркой, легкой, понятной детям в зависимости от возрастных возможностей детей. Песенный материал должен соответствовать возможностям детей, их естественному диапазону.

Воспитатель предлагает поиграть в "сказку", причем дети должны сами выбирать одну из двух, трех.

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, грамзапись. Это поможет детям составить более четкое представление о героях произведений, их характерные особенности.

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут выявить последовательность действий, вспомнить характерные черты персонажей. Если произведение большое - его следует готовить по частям.

Используя при работе над театрализованными играми импровизацию, мы тем самым уходим от рутинной работы, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие безрадостными и неинтересным. Дети быстро устают, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем-то одном. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

Нужно избегать назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, нужно стараться каждому помочь раскрыть свои способности. Перед тем, как выбрать роль, нужно дать ребенку возможность попробовать себя во всех других, таким образом ребенок сознательно определит ту, которая ему ближе.

Используя в работе с детьми театрализованные игры нужно базироваться на представлениях выдающегося российского психолога Л. С. Выготского: "Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста нужно учитывать их возрастные особенности. Поэтому организуемая деятельность должна быть:

Во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

Во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);

В-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Важным аспектом деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Можно использовать следующие ступени работы:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

Благодаря таким играм дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе,с большим желанием слушали произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, ребятишки активно вступали в диалог со сверстниками и взрослыми.

Заключение

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно - в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры- драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта и подтверждает свою актуальность.

Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

Литература:

- Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. :Экспресс, 2010.

- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

- Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 2007.

- Воеволодский-Гернгросс В. Р. Теория русской речевой интонации. - М. : Совершенство, 2011.

- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. : Совершенство, 2009.

- Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. - М. : Просвещение, 2008.

Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012.

- Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»-стр 61.

- Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М. :Сфера, 2011.

- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ «Сфера»-стр 60.

Электронная литература:

- Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. https://festival.1september.ru.

- Орлова Н. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. https://pedsovet.org.ru.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детейСотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста .

Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,.

Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. Сегодня проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 18 октября 2016 в 08:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД