Ольга Ленькина
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Ленькина Ольга Сергеевна
воспитатель
содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Актуальность….4
3. Перспективный план работы по самообразованию на 2016-2017
учебный год…. 7
Список литературы 10
Пояснительная записка
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Актуальность
В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация основной образовательной Программы МАДОУ «Солнышко» (далее - ООП) осуществляется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры…».
Работая с детьми раннего возраста, я, заметила, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к
выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Цель моей темы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»; 2. Разработка перспективного плана работы по данной теме;
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов;
2. Технологический блок – разработка перспективного плана;
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды;
Форма работы с детьми и родителями:
Индивидуальная;
Групповая.
Ожидаемые результаты:
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;
• приобщение детей к театрализованной деятельности;
• обогащение словарного запаса и активизирование речи детей раннего возраста;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
• повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».
Перспективный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год
1. Информационно-педагогический блок
Подбор методической литературы.
Изучить книги
Сорокина Н. Ф. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» - М. : Айрис – пресс, 2013
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2015
Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
Изучение статей о театрализованной деятельности в журналах //Дошкольное воспитание//
Посещение городских методических объединений
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальная сеть работников образования).
2. Работа с детьми
В течении года
Создание развивающей предметно - пространственной, окружающей ребенка среды.
НОД по речевому развитию, в которой используют театрализованные игры и упражнения со специально разработанными пособиями.
Интеграция театрализованной деятельности с другими областями развития детей.
Сентябрь - ноябрь
Театр из бросового материала «Колобок»
Кукольный театр игрушки «Ёж и грибок»
«На дороге не играй, с мамой ты всегда гуляй!»
Театр «Репка»
Кукольный театр игрушки «Девочка Маша и Зайка Длинное Ушко»
Кукольный театр игрушки «Кот, петух, лиса»
Кукольный театр игрушки «Козлятки и волк»
Театр из бросового материала «Теремок»
Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто.
Декабрь
Пальчиковый театр «Курочка ряба»
Обыгрывание русской народной потешки «Козушка- белоногушка»
Театр на фланелеграфе по русской народной потешке «Курочка»
Настольный театр игрушки «Ёлка в лесу у Деда Мороза»
Проведение Новогоднего утренника.
Январь – февраль
Театральная постановка по сказке «Теремок» (дети подготовительной группы)
Настольный театр «Кто в домике живёт»
Варежковый театр «Маша и медведь»
Этюд «Курочка-рябушечка»
Театр игрушки «Прокати, лошадка, нас!»
Театр игрушки или на фланелеграфе «Под грибком»
Март – апрель
Театр на фланелеграфе «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев)
Натольный театр игрушек «Три медведя»
Настольный театр игрушек «Упрямые козы» (узбекская сказка)
Настольный театр игрушек «Путаница» (К. Чуковский)
Театр кружек «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак)
Инсценировка «Как непослушный котёнок лапу обжёг»
Театр картинок на фланелеграфе «Наши уточки с утра»
Май
Повторение пройденного с детьми по выбору воспитателя.
3. Работа с родителями
В течении года
Участие родителей в изготовлении разных видов театра и демонстрационного материала.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
Подготовить консультацию для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста»
Список литературы
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991
2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005;
3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008
9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010
10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12
11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12
12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014