Алина Ивановна Горбунова
Конспект занятия «Мягкие и твердые согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление навыков различать твердые и мягкие согласные звуки.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— автоматизировать звуки Р, РЬ в словах, чистоговорках, предложениях.
— учить детей различать согласные звуки по признаку твердости— мягкости;
— активизировать и обогащать словарный запас;
коррекционно-развивающие:
— развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, мимические мышцы
— развивать координацию речи с движениями;
Публикация «Конспект занятия „Мягкие и твердые согласные звуки“» размещена в разделах
— закреплять умение составлять схему слов
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий.
Материал: презентация, шесть конвертов с заданиями, наборы для составления схемы слова (синий, зеленый, красный, простой карандаш, лист А4) - на каждого ребенка, книга-коробка, корзины две, карточки со слогами, две ленточки – синяя и зеленая, конструктор альма, мяч, столы и стулья, волшебный мешочек.
Ход занятия:
Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся (дети здороваются).
Сегодня мы будем различать твердых и мягких «братцев».
Ребята! Посмотрите к нам гости кто-то пришел!
Диалог Звуковичка и ведущего.
Ну что, мальчишки и девчонки, поможем собрать?
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Машут ладошками.
Клюв – «птицы поют».
Посмотрите в конверте загадки:
1. Ползёт наоборот задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (Рак)
2. Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
3. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)
Игра “Радуга, роса и рак”.
Когда я скажу слово “радуга” – становимся на носочки и понимаем руки вверх, “рак” – движемся спиной вперед, “роса” – присаживаетесь на корточки.
Мы посмотрю, кто будет самый внимательный.
Молодцы, все правильно выполняли.
Ну что, поможем Звуковечку? Тогда отправляемся на поиски пропажи, по часовой стрелки.
Какие вы молодцы, нашли конверт. В нем вопросы:
1. Чем отличается буква от звука?
2. На какие две группы мы можем разделить все звуки? Мы познакомились со всеми гласными и согласными звуками.
3. Назовите твердые согласные звуки.
4. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? (синим)
5. Назовите мягкие согласные звуки.
6. Каким цветом мы их обозначаем? (зеленым)
7. Какие буквы на письме показывают мягкость и твердость согласного?
8. Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
9. Есть исключения и это правило нужно знать.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Игра «Собери слоги в корзину»
В две корзинки необходимо собрать слоги. В корзину с синей лентой собрать карточки с мягкими слогами. В корзину с зеленой лентой собрать карточки с твердыми слогами.
Проверим правильность выполненного задания.
Молодцы, вы справились с заданием.
Игра «Наоборот»
Замените в слог с твердого на мягкий звук гласную :
Ле-лэ, ме-мэ, ру-рю, зы-зи, па-пя
Замените в слог с мягкого на твердый звук гласную :
Бэ-бе, ви-вы, ге-го, сю-су, фя-фа
Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на.
Артикуляционная гимнастика
— для челюсти: имитация жевания;
— для губ: губы — «художники» (а-о-у-э-ы-и);
— для языка: маляр, грибок, гармошка, лошадка, пулемет.
Проговаривание чистоговорок:
— Ра – ра – ра — высокая … (гора).
— Ро – ро – ро – прилетело … (к нам перо).
— Ру – ру – ру – прискакало … (кенгуру).
— Ры – ры – ры — летят … (разные шары).
— Ор – ор – ор — спеет … (красный помидор).
— Ор – ор – ор — острый … (топор).
Игра «Волшебный мешочек»
Ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек, там что-то лежит. Давайте будем по очереди вынимать по одному предмету и называть его. (корова, кенгуру, зебра, тигр, рысь)
Игра «Назови детенышей»
Как называют детенышей:
- кенгуру? (кенгуренок) - рыси? (рысята)
- зебры? (Жеребенок) - баран? (барашек)
- тигра? (тигренок) - барсук? (барсучонок)
- черепаха? (черепашонок) - верблюд? (верблюжонок)
- жираф? (жирафчик) - свинья? (поросенок)
Вы очень были внимательны выполняя все задания Звуковичка. Давайте отдохнем.
Динамическая пауза «Это Я»
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб. Показывают на левый, потом на правый глаз.
Берутся за левое ухо, потом — за правое.
Левой рукой показывают на нос, правой — на рот.
Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.
Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами.
Правой ладонью проводят по лбу.
Игра «Скажи наоборот»
Я называю слова, а вы называете слова с противоположным значением, в котором встречается звук Р.
Длинный - короткий Веселый - грустный Молодой - старый
Медленный - быстрый Тупой - острый, Сухой - мокрый
Узкий - широкий Злой - добрый Холодный - горячий
Упражнение «Звуковая дорожка»
Садитесь за столы, возьмите листы и простой и цветные карандаши.
Я буду произносить слово, а вы должны посчитать самостоятельно, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперь определите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.
Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.
Дети выполняют задание.
Рефлексия
-Ребята, вам понравились игры, которые вы помогли найти Звуковичку?
Назовите, какие игры вам больше всего понравилось?
Звуковичек решил Вас отблагодарить. Он принес вам…
На этом наше занятие окончено. До свиданья.