Ольга Нестерова
Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука.
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Сь, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и Сь в словах, учить определять место звука в слове (начало, конец, середина, учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по - подражанию».
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
Оборудование:
простые, цветные карандаши, схемы звуковые (синие, зеленые квадратики, мяч, картинки на изучаемый звук, карточки с кружочками, верёвочка, счетные палочки.
Предварительная работа:
Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед просит детей, определить с каким, звуком будем знакомиться.
Распластай язык по шире,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
– Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Дети: Будем говорить о звуке «с».
Логопед : Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает.
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко», увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).
Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там («Лопатка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).
Кошка рассердилась («Киска сердится»).
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами,
улыбнулся («Улыбка») и они вместе пошли гулять.
Логопед : Кто может дать характеристику звуку «с»?
Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.
Логопед : Правильно.
Логопед : Как это проверить?
Саша: Приложить ладонь к горлу и произнеси «С-С-С», горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.
2. Основная часть.
А) Игра «Ловушки».
Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.
Логопед : – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С, то должны его поймать в ладошки.
С Э С И С У С О М С Э С А К С
Б) Игра «Ушки на макушке».
Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).
Логопед : – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.
АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО
Логопед : – Посчитайте закрашенные круги. Сколько их?
Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!
В) Упражнение «Где спрятался звук?»
Логопед предлагает детям картинки.
– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.
Салют, Костёр, сахар, сом, мост, лес
следы
маска
усы
Дети: Я взяла картинки – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме (так дальше разбираются все слова с другими детьми).
Физминутка.
Мы подуем высоко, Дети потягиваются вверх, произносят: «С-с-с-с».
Мы подуем низко, Слегка наклоняются и произносят: «С-с-с-с».
Мы подуем далеко, Наклоняются вперёд всем корпусом, руки вытянуты вперёд, произносят: «С-с-с-с».
Мы подуем близко. Прижимают руки к груди, опускают голову, произносят: «С-с-с-с».
Упражнение «Камень – вата».
Логопед : – У звука С есть братец – звук Сь.
Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата.
Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки,
если звук Сь – раскрытые ладони.
Слушай внимательно слова:
Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп
Упражнение: «Раздели слово на слоги».
Логопед : – Раздели слово на части – слоги, посчитай их и нарисуй столько квадратиков под словом, сколько частей в слове. Можно прошагать и спокойно произнести слово – сколько раз, столько и слогов в слове.
самовар супница сок сова сарафанчик
___ ___ ___ ___ ___
Дети по очереди выполняют задание.
Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ Это буква С.
Это буква С (эс, так она называется в алфавите, но, когда мы читаем эту букву, мы произносим звук «С».
Прочитать детям стихотворение и из веревочки выложить букву С.
Из веревочки кольцо послужило нам для - О,
А для - С теперь возьмем колечко справа разомкнем.
Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.
Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
Заключительная часть. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу
– Дети! Мы с вами хорошо занимались?
Кому, какое задание понравилось?
А какое задание было трудным?
Как вы думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас МОЛОДЦЫ!