Татьяна Зборовская
«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область "Коммуникация".
Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С).
Цель: ознакомление детей с согласными звуками [с], [с'], буквой С.
Задачи:
1. Познакомить с согласными звуками [с], [с'], буквой С;
2. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
Публикация «„Игры с Ёжиком, Согласные звуки [с], [с’], буква С“, Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
3. Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы полным предложением,умение составлять предложение и схему к нему.
Оборудование: игрушка-перчатка Ёжик, сюжетные картинки, звуковички, «домик» (позиция звука в слове, схема-позиция зв., схема-слог, схема для звукового анализа (для каждого ребёнка, рабочие тетради, карандаши, валики «Су Джок».
Су Джок терапия: активизация энергетически активных точек руки, стимуляция мозгового кровообращения, что способствует развитию памяти, внимания и мышления детей, развитие мелкой моторики рук.
Словарь: твердый согласный, мягкий согласный, звонкий, глухой, позиция звука.
Дидактические игры : «Живое предложение», «Где спрятался звук?», «Что получится?»
Тема: Знакомство с согласными звуками с, с* ; буквой С.
Цель: познакомить детей с согласными звуками с, с*, буквой С; развивать фонематический слух, умение определять позицию звука в слове, развивать речь детей, умение составлять предложение и схему к нему; развивать мелкую моторику руки; закреплять зрительное изображение буквы; развивать память и внимание; воспитывать аккуратность и внимательное отношение друг к другу.
Су Джок терапия: активизация энергетически активных точек руки, стимуляция мозгового кровообращения, что способствует развитию памяти, внимания и мышления детей, развитие мелкой моторики рук.
Словарь: твердый согласный, мягкий согласный, звонкий, глухой, позиция звука.
Материал: Ёжик - персонаж, «домики» для определения позиции звука, «звуковички», напечатанные слова, шарики со слогами, образцы букв.
Дидактические игры : «Живое предложение», «Где спрятался звук?», «Что получится?»
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
- Ребята, к нам в гости, как обычно, заглянул наш друг Ёжик. Он очень любит приходить к нам на занятия по обучению грамоте. Давайте напомним ему то, что мы с вами уже знаем о звуках.
Дети проговаривают все вместе, какие бывают звуки и как определить гласный и согласный звук.
2. Новая тема.
- Ёжик принёс с собой для нас новые слова. Послушайте и определите с каким звуком мы сегодня будем работать: СЛОН, СОМ, СТУЛ, СОН, ЛИСА, МАСКА.
- Молодцы. Кто сможет определить какой это звук? (согласный, т. к. при произношении встречает преграду).
- А у Ёжика еще два слова припасено, послушайте – СИЛА и САЛО. Чем отличаются звуки С и С* в этих словах?
- Правильно. Звук С может быть твёрдым, а может быть мягким. А сейчас попробуем определить звонкий или глухой этот звук. (глухой, т. к. горлышко спит). Правильно. Кто из вас сможет дать полную характеристику звука С?
- А какой звуковичёк подойдет для нашего нового звука? Объясни почему ты выбрал именно этот звуковичёк?
- Ребята, подберите сами слова со звуком С и не забудьте определить позицию звука в слове.
Игровое упражнение «Где спрятался звук?».
- Ёжик тоже подобрал слово – ОСЕНЬ. И говорит, что звук С В этом слове находиться в начале и он твёрдый. Ребята, Тоша прав?
Ребята исправляют своего друга и объясняют ему ошибку.
- Ёжик принёс для вас воздушные шарики, но шарики не простые, а со слогами. Вам надо составить из этих слогов слова, определить позицию звука, твёрдость – мягкость, а потом ещё и предложение придумать. Вот какое сложное задание приготовил для вас наш друг.
Слоги: СО, СА, СЫ, ЛИ, ЧА, ВА.. . .
Дети составляют слова, придумывают предложения и составляют схему для каждого предложения.
- А Ёжик тоже придумал предложение: ЖИВЁТ ДУПЛЕ В СОВА.
Правильно он составил предложение? Почему? Давайте поможем ему исправиться.
Игровое упражнение «Живое предложение». У детей таблички со словами:
СОВА ЖИВЕТ В ДУПЛЕ.
У МАМЫ КРАСИВЫЕ БУСЫ.
ЧАСЫ ВИСЯТ НА СТЕНЕ.
3. Физминутка.
- Устали ребята, пора и отдохнуть. Поиграем с вами в игру: мы с Ёжиком будем называть слова, а вы как услышите в слове звук С, так и приседайте, а если звука С не услышите стойте, как солдатики.
СТОЛ, СЕНО, ПОЛ, НАСОС, МЕБЕЛЬ, СМОЛА, САХАР, ДЕНЬ, ТЕНЬ, ЛЕСОК, ПЕСОК, ВОРОБЕЙ, СНЕГ, ВЕСНА, НАРЯД, ОКНО, СКОВОРОДА, РЕКА, МАЛЫШ, ЗАБОР.
- Молодцы, были очень внимательны. А сейчас самое любимое Тошино упражнение – волшебные шарики и колечки.
СуДжок-шарики и СуДжок-колечки: дети катают шарики по ладошкам и пальчикам, затем катают колечки по каждому пальчику отдельно.
4. Звуковой анализ слова.
- Ребята, а Ёжик спрашивает – какое сейчас время года, он забыл?
- Конечно же весна. И в названии этого времени года тоже есть звук С. Давайте, сделаем звуковой анализ этого слова.
Дети делают анализ слова: определяют гласный и согласный звуки, твердость и мягкость, составляют схему слова.
По желанию педагога можно выполнить звуковой анализ нескольких слов.
5. Знакомство с графическим изображением звука. Письмо буквы.
- А какой буквой на письме изображаются звуки С и С*?
- На что похожа эта буква? (дети высказывают предположения).
- Ёжик принёс вам трафареты буквы С. Давайте, обведём пальчиком эти трафареты и почувствуем эту букву. Молодцы. А сейчас мы с Ёжиком напишем букву в воздухе. И вы попробуйте вместе с нами. А сейчас вы пропишите букву в своих тетрадках, а Ёжик пройдёт и посмотрит как у вас получается. Не торопитесь, старайтесь выполнить задание аккуратно.
6. Анализ занятия.
- Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику звука.
- Какой буквой на письме обозначается звук С?
- В какие игры мы играли?
-Какие задания выполняли?
- Ёжик просит сыграть с ним ещё в одну игру. Он назовёт слово, а вы добавите к этому слову звук С. Посмотрим, что получится. А потом объясните значение каждого слова.
Игровое упражнение «Что получится?» : КОТ - СКОТ; БОР - СБОР
КЛАД - СКЛАД
БОЙ - СБОЙ
ДАЧА - СДАЧА
Ёжик хвалит детей за выполнение задания и дарит каждому ребёнку шарик со слогами.