Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [М].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;
3. Учить произносить звук [М] тихо, громко, длительно, коротко и с различной интонацией;
4. Учить составлять слоги;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;
6. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [М], Согласные звуки, Слоги“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Материал: рисунок №1-Мудрая Сова, Зайчонок с ведёрком, Ёжик, корова, дом с театральной маской на крыше, фонарь с буквой «М», рисунок №2-изображение как мычит корова, рисунок №3- паровоз с 3 вагончиками, мороженое, молоко, матрёшка, альбом, лампа, маска, мухомор, самолёт, дом, гармонь, малина, ромашка; рисунок №4-лук+УМ (слог)=?
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, вспомните на какой праздник попали игрушки на прошлом занятии?
-Какие звуки в карнавале участвовали?
-Какие гласные звуки вы знаете?
-Почему все гласные звуки на карнавале были обуты в красные башмаки?
2. Постановка учебной задачи.
-После завершения карнавала гласных звуков, наши герои-игрушки отправились на другую улицу-улицу Согласных Звуков. Мудрая Сова рассказала своим друзьям, что согласные звуки отличаются от гласных тем, что их трудно петь и тянуть.
На улице Согласных Звуков все дома были двойными, так как каждый дом состоял из двух маленьких домиков, при этом двор каждого домика был отделён от другого заборчиком. Мудрая Сова разъяснила, что в этих парных домах живут по два похожих звука, которые отмечаются одной буквой. Не успела Сова закончить свой рассказ о жителях улицы Согласных Звуков, как во дворе близкого к ним домика послышалось громкое: «Ммуу! Поммммогите ммммне!» Игрушки поторопились во двор и увидели там корову. «Раз ты здесь живёшь, - догадался Зайчонок, - значит, ты и есть звук». «Я совсем не звук, - обиженно сказала корова, - а самая настоящая корова. А живу я здесь потому, что мычу. Мой хозяин – звук [М]». «Для чего же ты позвала на помощь?»-заинтересовался Ёжик.
И корова поделилась с нашими друзьями тем, что у неё никак не получается передать в соседний двор своему телёнку молоко. Игрушки предложили корове свою помощь и стали её доить.
-А мы, ребята, в это время поговорим о звуке [М].
3. Изучение нового материала.
А). Работа с рисунками №1 и №2.
-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и найдите хозяина коровы – звук [М]. Чему он радуется?
-Картинка, на которой показано, как мычит корова, обозначает звук [М].
-Сейчас перед зеркалом произнесите несколько раз звук [М] и скажите, что делают губы при произнесении этого звука. (Губы плотно смыкаются).
-Как называется звук [М], если он живёт на улице Согласных Звуков? (Согласный).
-Вспомните, ребята, чем согласные звуки отличаются от гласных? (Гласные звуки легко петь и тянуть, а согласные-трудно.)
-Ребята, назовите слова со звуком [М]: имена, овощи и фрукты, весенние месяцы, молочные продукты.
-Какие слова начинаются со звука [М]?
Б).Работа со звуковыми карточками.
-Ребята, а вы знаете, что такое дружба?
-У кого из вас есть друзья?
-Гласные и согласные звуки тоже дружат между собой и ходят в гости друг к другу. Когда согласный и гласный звук собираются вместе, то получается слог. Какой согласный и гласный звуки есть в слоге МА? ([М]–согласный звук, [А]–гласный.)
-С помощью звуковых обозначений выложите слог МА. Поменяйте местами карточки и прочитайте новый слог - АМ. Чем отличаются слоги АМ и МА?
По аналогии дети выкладывают слоги: МУ-УМ, МО-ОМ, МЭ-ЭМ, МЫ-ЫМ.
В.)Работа с рисунком №3.
-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и расскажите, в какой части слова-паровозика находится обозначение звука [М]? (В начале, в середине, в конце.)
-Определите, в какой части названий картинок слышится звук [М], и соедините каждую картинку с соответствующим вагончиком.
Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, педагог с ними анализирует несколько примеров.
-Ребята, а какое «ядовитое» слово мы с собой не возьмём с собой в паровозик?
-Сколько звуков [М] слышится в слове «мухомор»?
Г.)Физкультминутка «Коровка».
Д.: Дай, коровка, молока,
Мы пришли издалека.
П.: Пейте, дети на здоровье
Молоко моё коровье.
Чтобы молоко попить,
Коровку надо подоить.
Быстро-быстро, ловко-ловко
Доим, доим мы коровку.
В кружку молока нальём,
С удовольствием попьём.
Все напились?
Д.: Все напились.
П. : И коровке поклонились.
В благодарность за обед
Мы покажем ей концерт.
Текст стихотворения дети сопровождают соответствующими движениями, а завершают танцевальными движениями.
Д.) Звуковая работа.
–Ребята, сейчас необходимо внимательно послушать и посчитать, сколько звуков М в словах: масло, молоко, карман, макароны, Мария, девочка, мальчик, маслины, папа, мама, гармошка, мазь, чемодан, мрамор, компот, ромашка.
Педагог, произнося первые слова, выделяет голосом звук [М], затем плавно переходя на ровное произнесение всего слова. Можно предложить детям хлопнуть в ладоши, как только они этот звук они услышат в слове, а после спросить, сколько раз они хлопнули.
Е.)Отгадывание загадок.
- Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
- Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое.)
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшки.)
- Стеклянный дом,
А в доме том во все концы
Снуют рыбки-жильцы. (Аквариум.)
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (Морковь.)
- Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар.)
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка.)
- Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Так он громко бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гром.)
- Снегом занесла дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
-Ребята, о чём были эти загадки?
-В каких словах звук [М] слышится в начале слова, в середине, в конце?
Ж.) Закрепление материала с звуковыми карточками.
-Ребята, приготовьте обозначения звука [М] и гласных звуков. Сначала положите обозначение звука М, а рядом с ним - обозначение звука А. У вас получился слог, прочитайте его.
-Какое получится слово, если сказать два раза слог МА?
-Теперь картинки поменяйте местами. Какой слог получился сейчас?
-Когда и кто так говорит? (Так говорят маленькие дети, когда хотят кушать.)
По аналогии дети выкладывают МУ и УМ, объясняя значение этих слов.
З.)Работа с рисунком №4.
-Ребята, что нарисовано на картинке? (Лук. )
-Какой слог выложен? (УМ.)
-Что такое «ум»?
-Если сказать вместе два этих слова, то узнаем, как называется восточная сладость. Что получилось? (Лукум. )
4. Итог занятия.
-Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Что это за звук?
-Чем согласные звуки отличаются от гласных?
-Что такое слог?